Анастасия Воровцова
Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники «В гости зайка к нам пришёл»
▼ Скачать
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.
Программное содержание:
Обучающие:
Учить называть отличительные признаки диких животных (зайца, используя мнемотехническую таблицу.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники „В гости зайка к нам пришёл“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Формировать умение составлять рассказ связно, в логической последовательности с использованием наглядных пособий (мнемотехнической дорожки).
Формировать умение составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса.
Развивающие :
Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
Развивать познавательную активность, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
Методы и приё мы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Наглядный материал: мнемотаблицы (к загадке, описательному рассказу «Заяц»); игрушка зайчик; Д/И «Расставь картинки правильно».
Ход:
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей у нас, давайте поздороваемся с помощью нашего приветствия.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
–Скажем дети дружно- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: какие замечательные у вас улыбочки. Подняли друг другу настроение?
Дети: да
Воспитатель: Хорошее настроение у вас?
Дети: да
Воспитатель:И у меня хорошее настроение. А еще хорошее настроение у нашего гостя, который к нам пришел. Как вы думаете кто это? Хотите узнать кто пришел? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это к нам пришёл. Посмотрите, какая у меня есть замечательная картинка-загадка. Она то и поможет нам узнать, кто пришел к нам в гости. (загадка-мнемотаблица)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Анастасия Борисовна: Правильно, конечно же это заяц. Кто у нас шубки меняет зимой и летом?
Вот он наш зайка!
Зайка : Здравствуйте ребята! Так я рад, что нашёл ваш чудесный дом - детский сад! Ребята у вас хорошее сегодня настроение?
Дети: да
Воспитатель: И у меня хорошее настроение. Ребята, скажите, а каких еще с вами мы зверей знаем? Давайте подумаем, чем же зайчик отличается от других животных? Правильно, у него очень длинные ушки! А вы знаете, почему у зайца такие длинные уши? Не знаете? Ой, посмотрите, что это у зайчика? Это наверное какое-то послание. (открывает).Это ребята зайка хочет нам рассказать, почему у него такие длинные уши! Прочитаем? Тогда присаживайтесь на стульчики.
Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.
Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.
Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Испачкался заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор стали длинные.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, ребята, где же застрял заяц?
Дети: заяц застрял в болоте
Воспитатель: что же он стал делать, когда застрял в болоте?
Дети: заяц стал звать на помощь
Воспитатель:Кто пришел к нему на помощь?
Дети: на помощь пришел медведь
Воспитатель: А как же медведь стал выручать зайца?
Дети: медведь, протянул зайцу палку
Воспитатель: Почему медведь не смог вытащить зайца с помощью палки?
Дети: лапы зайца в болоте увязли, одна голова на поверхности торчит.
Воспитатель:И как же медведь все-таки вытащил зайчика из болота?
Дети: медведь стал тащить зайца за уши
Воспитатель: И что же стало с ушами зайчика?
Дети: уши зайки стали длинные
Воспитатель: Теперь ребята вы знаете, почему у зайчиков длинные уши. Ой, засиделись мы совсем, предлагаю вам поразмяться. И ненадолго стать маленькими лесными жителями.
Физминутка
Раз-присядка, два-прыжок- это заячья зарядка
А лисята, как проснутся, Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Воспитатель:Молодцы ребята! Размялись немножко? Что-то наш зайка совсем загрустил? Зайка, а ребята очень многое про тебя знают, хочешь, они расскажут о тебе?
Зайка : Конечно.
Описательный рассказ «Заяц» с использованием мнемотехники.
Воспитатель: ребята, давайте попробуем составить рассказ о нашем зайчике, и в этом нам помогут картинки! Мы будем смотреть на картинки, в таблице и последовательно рассказывать.
- С начало рассказ расскажу вам я. Вы внимательно послушайте, а затем мы выслушаем вас. Договорились?
И так:
- «Заяц животное дикое, травоядное, маленького размера, у зайца длинные уши, короткий пушистый хвостик, и быстрые лапки, детенышей зайца называют зайчата».
Воспитатель: Ребята вам понравился мой рассказ? (Да) Кто же желает рассказать свой рассказ? Арина, выходи, пожалуйста.
Воспитатель: Указкой показывай по картинке и рассказывай. (Рассказ детей 3-4 ребенка)
Ребята вам понравились рассказы детей? (Да)
Воспитатель: Какой красивый рассказ у вас получился! Молодцы!
Воспитатель:Зайка, какой красивый мяч у тебя! Мы бы с ребятами очень хотели бы с ним поиграть!
Заяц: вы тут про меня так здорово рассказывали, и я решил с вами поиграть. У меня как раз есть очень интересная игра…
Сейчас я вам предлагаю со мной сыграть в игру, вставайте, пожалуйста, около стульев, я вам буду бросать мяч и называть любого животного, а вы мне в ответ называете уменьшительно - ласкательные формы, как можно ласково назвать это животное. Договорились?
- Приготовили свои ручки (руки) (имя ребенка) –
Лиса – как ласково (лисичка) правильно.
Волк- волчонок.
Заяц- зайчонок.
Медведь- медвежонок.
Олень-олененок.
Тигр-тигренок.
Белка-бельчонок
Бобер-бобренок
Кот-котенок
Еж-ежонок
Воспитатель: Вам понравилось ребята?
Воспитатель: А сейчас проходите, пожалуйста, к столу. У меня есть для вас карточки, карточка для зайчика, и карточка для ежика, а еще у меня есть разрезные картинки.
Воспитатель: Ребят, я предлагаю сравнить ежика и зайчика, что же у него общего и чем же они отличаются друг от друга.
- Заяц, какое животное? (дикое)
- А ежик какое животное? (дикое)
- Давайте с начало разберем, что означают карточки?
- Теперь поговорим, что же вы собрали.
- Еж какое животное? Дикое или домашнее? (Вы елочку поставили) (дикое)
- А заяц, какое животное? (дикое)
- Чем покрыто тело у зайца? А у ежика?
- Давайте вспомним, кто ложится в спячку зимой?
Воспитатель: Анастасия Борисовна, а что это вы с зайчиком там от нас прячете?
Воспитатель: У нас для вас есть кое - что! Но вы должны сначала нам рассказать.
- Ребята скажите, пожалуйста, вы сегодня для себя что-нибудь, нового узнали?
- Что вы узнали?
- А, что в письме рассказал заяц?
-Вы знали до этого, почему у зайца длинные уши? Молодцы, вы были очень внимательны! Ну что ж зайка, откроем ребятам сюрприз?
- Ребята, смотрите у нас два разноса на них лежат смайлики (веселые и грустные).
- Если вам понравилась наша с вами встреча- возьмите веселый смайлик, если нет, то грустный.
Воспитатель: Давайте покажем гостям, какие смайлики у нас!
Зайка : Спасибо вам ребята за вашу с нами встречу. Мне очень понравилось. До свидания!