Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по речевому развитию раздел «Развитие речи» в подготовительной группе «Рассказывание по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию раздел «Развитие речи» в подготовительной группе на 07.10.2019
Тема: «Рассказывание по картинке»
Подготовила : воспитатель Чеботарёва Марина Леонтьевна
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений с использованием приема составления письма.
Задачи:
• упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе;
• развивать связную речь;
• воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.
• учить подбирать однокоренные слова и определения к заданным словам;
Материалы и оборудование: картина «Заяц».
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Введение в игровую ситуацию
На стенд выставляется картинка с изображением зайца.
— Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку и придумаем ей название.
3. Затруднение в игровой ситуации
В. одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке".
Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый.)
Если мы хотим рассказать о том, какая «шубка» у зайца, то какие слова подберем? (Белая, пушистая, мягкая.)
Какими словами можно сказать про тс, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)
При выполнении этого задания особое внимание следует обратить на согласование имен прилагательных с именами существительными в среднем роде. Например, если дошкольник к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, необходимо предложить ребенку послушать, как звучит это словосочетание. Нужно добиваться, чтобы дети сами исправляли свои ошибки.
— Как называется детеныши зайца? (Зайчонок.) А как по-другому можно сказать? (Как можно назвать зайчонка ласково) (Заинька, заюшка, зайчик.)
Как называются детенышей зайца? (Зайчата.) А как по-другому можно сказать? (Заиньки, заюшки.)
Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)
Не нужно требовать от ребят большого количества синонимов. Главное — правильный ответ. Например, ребенок говорит: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать одним словом?» Если дети затрудняются, педагог сам образует сложное слово длинноухий.
Где живут зайцы? (В лесу.) Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.) Каким словом называют тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.) Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.) Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)
'Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. (Дети отвечают.)
Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок! Во всех них есть одинаковая часть лес, от которого каждое слово образовано своим способом.
Какие слова можно образовать от слова река? (Реченька, речка, речной.)
При выполнении этого задания можно поставить вопросы следующим образом
• Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.) Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.) Как называется песок на реке? (Речной.)
— А сейчас я вам расскажу о том, как наш зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда — письмо попало под дождь и размокло. Некоторые предложения стало невозможно прочитать. Давайте поможем зайчику. Слушайте внимательно, и там, где письмо нельзя прочесть, подсказывайте, что могло быть там написано.
Воспитатель должен учесть, что, выполняя задание, дети нередко пропускают союзные слова и не устанавливают связи с предыдущим высказыванием. Нужно добиваться, чтобы свои высказывания дети начинали союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы. (чтобы покататься).
— Здравствуй, Пушок! Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы. (Дети продолжают.) Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые. (Дети продолжают.) Мы начали кричать так громко, что. (Дети продолжают.) На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы. (Лети продолжают.) Мы быстро высохли и согрелись, потому что. (Дети продолжают,} Пришел мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько, что. (Дети продолжают.) Скоро мы будем дома,
Итог занятия
Все предложения воспитатель записывает под диктовку детей. Затем вместе с ними он отбирает наиболее подходящие и правильные варианты. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно сказать лучше, В заключении занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми.