Инесса
Конспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Цель: познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; формировать у детей образ былинного богатыря.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях.
- Учить детей последовательно излагать свои мысли, не отвлекаться от темы занятия.
- Учить детей слушать друг друга, дополнять чужой рассказ.
- Учить вести диалог, поддерживать беседу.
Развивающие:
- Активизировать и обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Мир русских былин в картине В, М, Васнецова „Богатыри“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
- Развивать эмоциональное восприятие живописных произведений.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к прошлому страны;
- Воспитывать любовь к Родине;
- Воспитывать стремление подражать подвигам богатырей.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова “Богатыри”;
Аудиозапись: Мусоргский «Богатырские ворота»
Предварительная работа: чтение былин, рассматривание иллюстраций к ним.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
/Мотивация детей на получение новых знаний. Отгадывание загадок. Слушание музыки/
1. Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»
/Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. А вы попробуйте отгадать про что они.
-Рубашку такую не вяжут, не шьют,
ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались? (показ слайда) Дети: Кольчуга сделана из колечек.
-Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем) (показ слайда) -Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались?
Конечно же… (Меч) (показ слайда) -Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) (показ слайда)
2. Беседа
Воспитатель: Ребята, как вы думаете о ком мы с вами сегодня будем беседовать? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашего Отечества. С давних времён и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего отечества от нападения врагов.
Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи- сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но многочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и грабили города и сёла, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой смелостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделённые от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Ответы детей. Правильно, их называли богатырями.
Воспитатель показывает на экране телевизора слайды с портретами богатырей.
Воспитатель: Назовите имена известных вам богатырей.
Дети называют.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о существовании богатырей земли русской?
Предположения детей.
Воспитатель: Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг ещё не было, и былины пелись странниками под гусли- старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, т. е. из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.
Вот названия наиболее известных былин: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин».
Сегодня я хочу вас познакомить с замечательной картиной, написанной художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Эта картина- одно из лучших произведений автора, над которой он работал более 20 лет! Вы внимательно рассмотрите её и подумайте, что хотел сказать нам художник. Вам поможет в этом музыка.
Воспитатель открывает картину и включает пьесу «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского. Через 3 мин. Музыка выключается.
В: -Что слышалось вам в этой музыке? (Мощь, сила, твёрдость, надёжность)
-Можно ли это сказать об этих людях? Показывает на картину
-Как вы думаете, кто они?
- Правильно, русские богатыри. Богатырь- кто это?
-Это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Как вы догадались, что это богатыри? (На них одежда древнерусских воинов).
- Что защищает их тело? (Кольчуги)
-Из чего они сделаны? (Из металлических колец)
-Что у них на ногах? (Сапоги)
- Чем вооружены воины? (Лук и стрелы, копьё, булава, мечи, щиты- это оружие храбрых воинов, витязей.)
- Кто из вас знает, как зовут этих богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Правильно. Об этих богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины.
Беседа по ней. /Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»/
В: -Как вы думаете, кто нарисован в центре картины «Богатыри»?
- Правильно, это Илья Муромец, крестьянский сын, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя. В былинах рассказывается о необыкновенной силе Ильи. Он один победил 400 разбойников, истребил несметные полчища кочевников и одержал победу над Соловьём- разбойником.
-Почему его называют Муромцем? (Он из города Мурома)
– Как одет Илья Муромец?
На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.
– Как вооружён Илья Муромец?
Сильный телом, он на правой руке, напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.
– Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?
Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Бурушке» тронуться с места – загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
2. Физкультминутка
Жили на Руси, (движение руками в стороны)
Русские богатыри - (движение руками вверх)
Смелые, отважные, (движение руками в стороны)
Сильные, бесстрашные (движение руками вверх)
шли они на бой с врагом (шаги на месте)
защищали отчий дом
А как тишина случится (повороты туловища в стороны)
Не спускали глаз с границы.
3.
В: -Кто находится слева от Ильи Муромца?
Правильно- Добрыня Никитич. Былины говорят- он из княжеского рода, из Рязани. Добрыня может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха. Добрыня известен своей смелой борьбой со Змеем Горынычем.
– Как выглядит Добрыня?
Одет он богато и нарядно. На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец, и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит.
– Как держит свой меч богатырь?
Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.
– Какой конь у Добрыни?
У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.
- А кто изображён справа от Ильи Муромца?
- Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович, сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.
– Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?
Одет в – кольчугу, под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы.
Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.
– Как выглядит конь Алёши?
Конь у богатыря каурый- светло каштановый, рыжеватой масти. Он не такой могучий, как другие кони, но более лёгок и стремителен. Это он первый услышал топот множества вражеских коней. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
– Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?
Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое.
4. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?»
/ Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. / За ответы дети получают фишки.
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали? Дети: Защищали, охраняли Русь Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина– это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена.
5. Описание фона.
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели героев картины и их коней. Но художник изобразил не только их. Что же окружает богатырей?
Ответы детей
Воспитатель: Да природа. Пейзаж. Расскажите о нём.
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на формат холста, найдите линию горизонта. Как вы думаете почему художник выбрал такое построение? Это дало возможность показать огромность пространства земли, величественность фигур всадников, которых он поместил близко к переднему краю полотна. Они вырастают, как мощный заслон, через который никто не пройдёт, а у них за спиной Родина. Над головой у богатырей хмурое пасмурное небо. Холмы с отлогими склонами замыкают задний план картины, как крепостная стена, как бы намекая на неприступность границ земли Русской.
Настроение картины.
Обратить внимание детей на цветовую гамму в картине, дать детям представление о выразительном средстве художника, красках. - При помощи цвета можно увидеть настроение (Радость, грусть, веселье, тревога, нежность и т. д.).
6. Физкультминутка «Богатыри»
/Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Богатырь - вот он каков: Показывают силача
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх
Станем, как богатыри!
7. Составление небольшого рассказа по картине.
/Развитие связной речи/
Воспитатель: А попробуйте рассказать сами о богатырях на этой картине. В этом вам поможет эта мнемотаблица.
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу.
За составленный рассказ дети получают фишки.
III. Заключительная часть.
/Рефлексия/
Воспитатель: -С какими былинными героями мы встретились сегодня на занятии?
- Как называется картина?
- Кто её написал?
- Какой богатырь вам больше понравился?