Елена Калегина
Занятие по картине «Дочки-матери» в подготовительной группе по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по картине «Дочки-матери».
Цель: Развивать умение дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Закреплять умение определять место заданного звука в слове. Упражнять в умении делить слова на слоги. Продолжать учить выделять ударный слог в слове. Закреплять умение составлять звуковую схему слова.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья, дочки-матери. Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун; играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный). Продолжать учить составлять рассказ по картине.
Развивать навыки речевого общения, связной, диалогической речи, общей моторики, координации речи с движением, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха.
Формировать навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: картина О. Р. Гофман «Дочки-матери».
Ход занятия.
1часть. Приветствие: Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
Доброе утро останется с нами.
Игры в кругу: 1. «Где звук?». Называю слова, дети определяют место заданного звука в слове. 2.«Сколько слогов?». Дети делят слова на слоги.
2 часть. Приглашаю детей на стульчики, на мольберте картина «Дочки-матери»; беседую с детьми.
- Кого вы видите на картине? (На картине нарисованы дети).
-Что они делают? (Играют в дочки-матери).
-Посмотрите на детей, которых нарисовал художник в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что делают. (Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла. На поводке девочка держит мехового щенка. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговаривает по мобильному телефону. Он держит дипломат.)
-Как вы думаете, кого изображают эти дети? В какую игру они играют? (Они играют в дочки-матери. Девочка - это мама, а мальчик-это папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы.)
-Посмотрите на девочку в розовой кофточке и синей юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится. (Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда. Девочка-это мама, а кукла -ее дочка. Они сидят в кукольной кухне. В кухне стоит разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка может приготовить обед для куклы, своей дочки)
-Еще одну девочку мы видим на заднем плане картины. Где она находится? Как она одета? Что она делает? (Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки. Она держит на руках куклу и поет ей колыбельную песенку. Девочка убаюкает куклу и уложит ее в кроватку.)
-Как вы думаете, детям нравится играть в дочки-матери (Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляска, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В комнате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают, как можно играть с куклами.)
Физминутка:
Дружно маме помогаем - пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
-Сейчас мы будем составлять рассказ по картине, которая называется «Дочки – матери». Но сначала послушайте мой рассказ.
«Художник нарисовал на картине детей. Они играют в дочки-матери. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках и девочку в пестром платье. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу с работы. Справа мы видим девочку в синей юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красную чашку. На заднем плане мы видим девочку в розовой юбке и голубой кофточке. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в дочки – матери. У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру».
Физминутка. «Мама и дочь».
Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу) Плачет доченька: «Уа» (прижимают руки к щекам и качают головой) Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)
И совсем не хочет спать (руки под щеку и качают головой) Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле) И в бутылочку нальем (переливают воображаемое молоко). Покачаем понежнее, (качают) И в кроватку отнесем (наклоняются и опускают).
– А теперь вы сами будите составлять рассказ. Будут рассказывать трое. Первый расскажет о мальчике в шляпе и девочке с коляской. Второй о девочке, которая сидит в кукольной кухне. И третий расскажет о девочке, которая укачивает свою дочку.
Рассказы детей.
Физминутка. «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой. (Дети выполняют соответствующие движения)
3 часть. Фонематический разбор слов: кукла, кубик.
-Сейчас мы с вами будем делать анализ слов.
-Сколько слогов в слове кукла?
-Какой первый звук в слове кукла? (согл., тверд.)
-Второй звук? (гласн., ударн.).
-Третий звук? (согл., тверд.)
-Четвертый звук? (согл., тверд.)
-Последний звук? (гласн., безударн.).
Аналогично делаем анализ слова кубик. Предлагаю детям придумать другое слово по этой же схеме. Слово сын дети делают самостоятельно на столах.
Итог занятия.
«Быстро время пролетело
И концу идет почти как в школе урок
Так давайте без задержки
Подведем всему итог»
-Мне очень понравилась наша с вами работа на занятии.
-А что вам понравилось?
-Какое задание было для вас сложным?
-Спасибо за вашу работу?
«Каждый должен знать,
Что знания, упорство, труд
К заветной цели приведут».