Екатерина Масина
Конспект занятия по речевому развитию «Наши насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- закрепить и систематизировать представления детей о насекомых;
- активизировать активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;
- закрепить умение распространять предложения;
- закрепить умение употреблять предлоги: в, под;
- развивать диалогическую речь, зрительное восприятие, мышление и память;
- воспитывать любовь к живой природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Наши насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
1. Повторение названий насекомых.
2. Отгадывание и разучивание загадок о насекомых.
3. Рассматривание картинок с изображением насекомых (называние и показ частей тела, где живут, чем питаются).
4. Рисование насекомых.
Оборудование:
Картинки с изображением силуэтов насекомых, картинки с изображением насекомых, дидактическая игра «Один-много», «На полянке», «Чья тень», схема для составления описательного рассказа, конверты с «фотографиями» насекомых, наборное полотно, указка.
Насекомые : муха, комар, бабочка, муравей, паук, жук, пчела, стрекоза, кузнечик, гусеница, божья коровка.
Ход занятия
1. Орг. момент
Л. : - К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями ребята и улыбнитесь им.
«Угадай насекомое»
Л. :- Отгадайте загадку.
Кто пищит, летает,
Часто нас кусает?
(Комар)
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
(Стрекоза)
Над цветами порхает, пляшет,
Крылышкам разноцветными машет (Бабочка)
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела.
(Божья коровка).
Паутину тку,
Мух в нее ловлю
(Паук)
Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(Муравей)
Глаза большие, крылья слюдяные
Целый день летает, всем надоедает.
(Муха)
Прыгает пружинка - зеленая спинка -
С травы на былинку, с ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Тельце мохнатое, вся полосатая,
Сядет на цветок - соберет медок.
(Пчела)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)
Я на веточке сижу,
Целый день жужжу, жужжу (Жук)
По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением насекомых на наборное полотно.
Л. : -Молодцы. Сядем правильно и красиво, начинаем заниматься.
2. Постановка учебной цели
Л. : - Назовите одним словом, кто это? (Это насекомые).
Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.
3. Закрепление изученного материала
Л. : - Где обитают насекомые?
Д. : - Их можно встретить на растениях и на земле, в воде и в воздухе, в жаркой пустыне, в горах и в темных пещерах
Л. : - Чем питаются насекомые?
Д. : - Насекомые питаются нектаром из цветов, травой и росой.
Л. : - Что умеют делать насекомые?
Д. : - Насекомые умеют ползать, летать, прыгать, плавать (жуки, ходить, порхать, кружиться, жужжать, пить нектар.
Л. : - Молодцы, правильно ответили на вопросы.
4. «Части тела»
Л. : - Посмотрите на насекомых. Назовите одинаковые части тела всех насекомых.
Л. : - У всех насекомых есть (Голова, туловище, глаза, хоботок, ножки)
Л. : - У кого есть крылья?
Л. : - У кого самые длинные крылья? (У стрекозы)
Л. : - Значит стрекоза, какая? (Длиннокрылая)
Л. : - Муха надоедает людям, значит она какая? (Надоедливая)
Л. : - Кто из насекомых самый сильный? (Муравей)
Л. : - Как еще можно назвать муравья? (Трудолюбивый)
Л. : - Молодцы, все знаете о насекомых.
5. «Поймай слово»
-Хлопните в ладоши, если услышите слово, подходящее к муравью.
(летает, маленький, толстый, сильный, надоедает, паутина, коричневый, пищит, муравейник, трудолюбивый)
-Вспомните слова подходящие к муравью.
Л. : - Молодцы, все справились с заданием.
6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
«Кузнечики»
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
(Импровизация движений)
7. «Один-много»
Л. : - Поиграем в игру «Один-много». Игра с мячом.
Л. : - У меня одна муха. А у тебя Ваня?
Д. : - А у меня много мух и т. д.
Один комар - много комаров
Одна бабочка – много бабочек
Один муравей - много муравьев
Один паук - много пауков
Один жук - много жуков
Одна пчела – много пчел
Одна стрекоза - много стрекоз
Один кузнечик – много кузнечиков
Одна гусеница - много гусениц
Одна божья коровка – много божьих коровок
Д. :- Молодцы, правильно ответили.
8. «На полянке»
Л. : - Вдруг пошёл дождь, насекомым нужно спрятаться…Спрячем насекомых от дождя?
Д. : - Бабочка улетит под цветок, кузнечик спрячется в траве, гусеница уползет под листок, пчела улетит в улей, муравей спрячется в муравейник, божья коровка уползет под листок.
Л. : - Молодцы, насекомые благодарны вам.
9. Пальчиковая гимнастика
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Л. : - Займите свои места за столами.
10. Игра «Чья тень»
Л. : - Поиграем в игру «Чья тень»? Назовите чья тень. Как ты догадался?
Л. : - Молодцы, правильно угадали.
13. «Угадай и дорисуй»
Л. : - Насекомые прислали вам свои фотографии. Посмотрите.
Л. : - Но вот беда, что-то случилось с фотографиями? Как вы думаете, что могло случиться? Вика, у тебя кто?
Д. : - У меня бабочка, … и т. д.
Л. : - Вам задание, дорисовать и разукрасить насекомых.
13. Итог занятия
Л. : – О ком мы сегодня говорили на занятии?
Д. : - О насекомых.
Л. : - Понравилась вам занятие?
Л. : - Что вам понравилось на занятии?
14. Оценка деятельности детей
Л. : -Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!
Д. : - Занятие окончено, можете идти играть.