Елена Шушлебина
Конспект занятия по речевому развитию «Откуда к нам хлеб на стол пришел» в старшей группе
▼ Скачать
Конспект занятия по речевому развитию на тему :
«Откуда к нам хлеб на стол пришел» в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
· Сформировать у детей понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Откуда к нам хлеб на стол пришел“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
· Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба;
· Расширять представления о профессиях людей, занимающихся выращивание и производством хлеба;
· Познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе.
Развивающие :
· Совершенствовать навыки связной речи;
· Развивать умение анализировать, сравнивать;
Воспитывающие:
· Воспитывать бережное отношение к хлебу;
· Воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарь новых слов: агроном, мукомол, элеватор.
Предварительная работа:
· Чтение художественной литературы «Колосок»;
· Рассматривание колосков пшеницы;
· Загадывание загадок;
· Беседы с детьми;
· Рассматривание иллюстраций;
Материалы и оборудование:
· Иллюстрации с изображением этапов выращивания хлеба;
· Стихи;
· Пословицы;
· Загадки о хлебе;
· Тарелка с хлебом;
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети с воспитателем в игровой зоне стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, всех нас было замечательное настроение, улыбнемся друг другу самой сердечной, самой доброй улыбкой в мире. А теперь, передавая солнышко, пожелаем друг другу хорошего, радостного настроения. «Я желаю тебе Лиза, хорошего настроения!» Дети, передавая друг другу по кругу солнышко с пожеланием хорошего настроения. Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и заносит красивый коробок, к нему прикреплен конверт с загадками.
Вступительная часть.
Воспитатель: Кто-то пришел! Пойду, посмотрю. Ой, кто-то принес какую-то красивую коробку. Интересно, что в ней! Коробка не простая, а волшебная, чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, нужно отгадать загадки.
1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый
А бывает, подгорелый. (Хлеб)
2. Золотист он и усат,
В сто карманах - сто ребят. (Колос)
Воспитатель: Правильно, ребята. Воспитатель открывает коробок и достает отгадки: хлеб и колос.
Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, как связаны эти два предмета: хлеб и колос? Откуда появляется хлеб? Из чего его производят? (Из колосков делают муку, а из муки пекут хлеб).
Воспитатель: Вы правы, но для того, чтобы нам узнать еще больше о том, откуда приходит к нам хлеб на стол, я предлагаю отправиться в путешествие. Согласны? А на чем мы с вами можем отправиться? (На поезде, на самолете, на ковре-самолете, на воздушном шаре, на машине)
Воспитатель: Какие вы молодцы, какие вы у меня выдумщики и фантазеры. А давайте воспользуемся вашими выдумками и попробуем сначала отправиться в путешествие на самолете. Завели мотор, крылья расправили и полетели. (Звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы с вами прилетели на нашу первую остановку: «Сказочная». Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку «Колосок». А вот и герои этой сказки.
Входят дети в костюмах мышат и петушка. Воспитатель рассказывает сказку, а артисты показывают.
Воспитатель: Жили – были петушок и два мышонка Круть и Верть. Однажды мышата нашли корочку хлеба и стали спорить, кто первый начел. Каждый из них стал тянуть хлеб на себя. И хлеб поломали и сами упали. Хлеб раскрошился и упал на землю. Увидел это петушок и сказал:
Петушок: «Ай – ай – ай! Как вам не стыдно? Разве можно так относиться к хлебу? Ведь хлеб – всему голова!»
Воспитатель: Стыдно стало мышатам, отпустили они головы.
Мышата: А почему хлеб всему голова?
Воспитатель: Ребята, а давайте мы пригласим Мышат и Петушка и спросим, почему хлеб всему голова. Отправляемся дальше на поезде.
Дети выстраиваются друг за другом поездом и едут к следующей остановке. (Звучит музыка)
Воспитатель: Остановка «Познай-ка»
Дети садятся на стулья. Показ слайдов
Слайд «Пахота земли»
Воспитатель:
Снег растаял в поле чистом
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Весной люди подготавливают почву.
- Что они для этого делают? (Люди пашут землю, боронуют).
Воспитатель: Вот землю вспахали, забороновали. Что дальше нужно делать, чтобы выросла рожь или пшеница? (Люди сеют семена).
Воспитатель: Для того, чтобы выросла пшеница сеют какие семена? (Пшеничные).
Воспитатель: Для того, чтобы выросла рожь сеют какие семена? (Ржаные).
Слайд «Посев»
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Ребята, что нужно, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Для того, чтобы зерно выросло нужны солнце и дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. Давайте поможем зернышкам вырасти. (Звучит музыка)
Физминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало, (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росток подрастал, (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (встали руки над головой)
Воспитатель: Росточки росли, росли и во что же превратились они?
(Зернышко становится колосом).
Воспитатель: Правильно. Так вот почему в нашем волшебном коробке были хлеб и колос вместе. Летом все поля в золотых колосьях.
Слайд «Пшеничное поле»
Воспитатель: Давайте с вами, передавая друг другу, рассмотрим колос. (Рассматривание колоса)
- Что есть у колоса? (У колоса есть зерна, усики).
Воспитатель: Когда созревают колосья? (Колосья созревают осенью).
Воспитатель: Приходит осень, колосья наливаются, созревают. Какая работа идет на полях? (Люди убирают урожай).
Воспитатель: Какие машины убирают урожай?
(Комбайны зерна высыпают в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном).
Слайд «Уборка урожая»
Воспитатель:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад – вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
- Куда шофер увозит зерно? (Зерно везут на элеватор).
Слайд «Элеватор»
Воспитатель: Что делают с зерном на элеваторе? Во что превращается там зерно?
(Зерно сушат. Из зерна делают муку).
Воспитатель: Правильно. А из муки делают тесто, выпекают хлеб и различные хлебобулочные изделия.
Слайд «Пекарня»
Воспитатель:
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о хлебе, которое расскажет Лиза К.
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол -
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. (С. Погореловский)
Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
Хлеб на стол, так и стол – престол.
Худ обед, если хлеба нет.
Хлебушек ржаной – наш отец родной.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Хлеб кушай и добрых людей слушай.
Воспитатель: Вот сколько много информации мы узнали о том, как хлеб попадает к нам на стол. Сколько людей трудится для того, чтобы мы могли есть каждый день свежий ароматный хлеб. Отправляемся дальше на машине, поехали. (Звучит музыка)
Остановка «Поиграй-ка»
Игра «Назови профессию»
Воспитатель: Вспомните и назовите профессии людей, занимающихся выращиванием хлеба. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
Воспитатель: Семена отбирает… (Агроном).
Воспитатель: На тракторе работает… (Тракторист).
Воспитатель: На комбайне работает… (Комбайнер).
Воспитатель: На мельнице работает… (Мукомол).
Воспитатель: Хлеб печет… (Пекарь).
Заключительная часть.
Игра «Скажи, какой хлеб?» (Мягкий, хрустящий, белый, горячий, ароматный).
Воспитатель: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью.