Вера Шаповалова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе детей с ТНР «Мишуткин день рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе детей с ТНР
На тему: пересказ текста на материале весенней сказки «Мишуткин день рождения» с элементами творческого придумывания конца сказки.
Цели:
Образовательная:
Обобщать и систематизировать знания детей о весенних явлениях природы, о жизнедеятельности животных и растений в весенний период.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе детей с ТНР „Мишуткин день рождения“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционные:
1. Учить содержательно и выразительно пересказать сказки с использованием моделирования.
2. Упражнять детей в согласовании слов в распространенном предложении.
3. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с целью высказывания.
4. Развитие координации речи с движениями.
5. Развитие временной и пространственной ориентировки.
6. Развитие памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательная:
Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.
Оборудование. Картинки для пересказа: волшебница Весна на 3 конях (март – серо-белый; апрель – желтый; май – зеленый). Поляны первой зелени, голубые и белые подснежники. Солнце, облака. Перелетные птицы (грачи, скворцы, ласточки). Медведица с медвежонком. Символы-схемы. У детей разные подарки (картинки по 3 на каждого) для мишутки : орехи, мед, ягоды, конфеты, игрушки для мишутки :
• Прямоугольники зеленого цвета (действие)
• Желтые квадраты (предметы)
• Коричневые треугольники (признаки)
Активизация словаря
• Предметная лексика. Весна. Март, апрель, май. Подснежники, солнце, облака, перелетные птицы.
• Глагольная лексика. Весна – пришла, наступила, явилась, нагрянула, примчалась. Подснежники – появились, распустились, выглянули. Солнце – греет, светит, припекает, радует. Облака – бегут, плывут, тянуться. Перелетные птицы – прилетели, вернулись; вьют, строят гнезда; высиживают птенцов.
• Слова-признаки. Весна – теплая, долгожданная, радостная. Подснежники – первые, нежные, красивые, белые, голубые. Солнце – яркое, лучистое, теплое. Облака – легкие, пушистые, белые, воздушные. Перелетные птицы – первые, шумливые, заботливые.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Отгадай!».
К нам пришла с цветами, в ярком сарафане,
И румяна и ясна, а зовут её (весна).
Расслабление «Вот подснежник на поляне».
Самое замечательное весной появляются первые цветы. Какие первые цветы вам известны?
Давайте превратимся в подснежников. Представьте, что мы находимся под землей (присели медленно). Мы корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются первые росточки подснежников (медленно выставляют ладони над головой). Теплее греет солнце, растут подснежники (дети поднимаются медленно, появились листочки (показывают раскрытые ладошки, бутоны цветов (ладошки складываются в бутон). Но вот раскрывается бутон (ладошки раскрываются, пальцы вместе). Какой смелый подснежник, самый первый появился после зимы! Но вот подул легкий ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке (развернув ладошки раскрытым бутоном, и подняв их вверх, дети плавно качаются из стороны в стороны). Мы любуемся подснежником. Он вестник весны. Запомните подснежники рвать нельзя, а любоваться можно.
Введение в тему. А вот есть интересная сказка про маленького медвежонка. Он всю зиму проспал мамой-медведицей в берлоге. А как вылез, весна в лесу, да ещё день рождение у него. Сегодня на занятии мы будем пересказывать сказку «Мишуткин день рожденье весной». Слушайте внимательно сказку, потом я вас спрошу, как медвежонок встретил весну первый раз.
Рассказывание сказки «Мишуткин день рожденье» воспитателем (на доску последовательно выставляются картинки-символы, символы-схемы).
Однажды на трех конях примчались в лес волшебница-весна. Первый конь – серо-белый – это март. Второй конь желтый – это апрель. Третий конь зеленый – это май. Поляны украсила первой молодой зеленью. Рассыпала по поляне голубые и белые подснежники. Привезла с собой грачей, скворцов и ласточек. Всех в лесу разбудила. Проснулся медвежонок Мишутка с мамой медведицей. Вылезли из берлоги, потянулись, оглянулись и видят. Яркое солнце на голубом небе, птицы поют и порхают, по небу плывут облака. «Сегодня у тебя день рожденье. Зови гостей,- сказала мама медведица». А вот каких гостей пригласил Мишутка и что они ему подарили, придумаете вы.
Беседа по содержанию сказки.
Как называется сказка?
О чем эта сказка?
Как называются весенние месяцы*
Почему конь марта серо-белый? (В марте встречаются белая зима и ранняя серая весна).
Почему конь апреля желтый? Желтое яркое солнце греет и природа просыпается. Месяц май вы видели на картинке, он еще не наступил.
Почему кон мая зеленый? Потому что в мае появляются зеленые листья на всех растениях.
Что сделала весна? (Распространенное предложение по тексту).
Что увидел медвежонок? (Распространенное предложение по тексту).
О чем напомнила мама медведица медвежонку?
Физкультминутка. Под веселую мелодию дети изображают разных животных, которые могут дружить с медвежонком и придут к нему в гости.
Повторное рассказывание сказки воспитателем с установкой на запоминание.
Рассказать сказку помогут картинки и фигурки разного цвета.
План к пересказу текста. (Использовать опорные картинки, схемы-символы).
Сначала расскажите, что сделала весна, когда примчалась в лес.
Потом расскажите, как медвежонок медведица встретила весну.
А в конце придумайте, кто пришел в гости к медвежонку на день рожденье и какие подарки подарили (у вас на столах лежат подарки, вы сразу поймете, кто идет из зверюшек к Мишутке). Обдумайте весь рассказ от начала до конца.
Составление рассказов детьми.
Речевое упражнение «Похвали волшебницу – Весну»! (использовать схемы-символы)
- Подбираем слова к слову «пришла». Как хорошо, что ты пришла, наступила, явилась, нагрянула, примчалась (на каждое слово выставляются на доске прямоугольники зеленого цвета). Про подснежники. Мы рады, что солнце греет, светит, припекает, радует. Про облака. Облака – бегут, плывут, тянуться. Про птиц. Как хорошо, что вернулись, прилетели грачи, скворцы, ласточки. Они вьют, строят гнезда, высиживают птенцов.
- Похвалите весну, она, какая? Теплая, долгожданная, радостная. (Выставляются коричневые треугольники)
- Похвалите весенние солнце, какое оно? Яркое, лучистое, теплое.
- Весенние облака, какие? Легкие, пушистые, белые, воздушные.
- Мы рады вернувшимся перелетным птицам, какие они? Первые, шумливые, заботливые.
Итог занятия.
• Чем мы сегодня занимались?
• Что нового узнали?
• Чей рассказ вам больше всего понравился?
Мы так много хорошего говорили про весну, она теперь надолго задержится у нас с теплом, с ярким солнцем, с нежной зеленью деревьев.