Анастасия Юрьевна Ветрова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «День рождения лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«День рождения лампочки»
Ветрова А. Ю. ,
воспитатель ЧДОУ
«Детский сад № 98 ОАО «РЖД»
Никакой вид энергии
не обходится так дорого,
как её недостаток.
Гоми Баба
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с достижением человечества – электричеством.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „День рождения лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
3. Расширять словарный запас: энергосбережение, лучина, каганец, керосиновая лампа, вольфрамовая нить. Лампа накаливания, люминесцентная лампа, диод, диодная лампа. Экология, экологическая катастрофа. Активизировать диалогическую речь, продолжать учить грамматически, правильно строить предложения при высказываниях;
4. Воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Интегративная связь:
Познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа «Электроэнергия и электрические приборы».
Материалы и оборудование:
Костюм фиксика Симки, презентация «Эволюция светильника» приложение № 1, помогатор, раскраски с изображением фиксиков приложение № 2, цветные карандаши, почтовый ящик, музыкальная колонка, музыка для физкультминутки. Материал для экспериментов: лучина, емкость с водой, спички, емкость для изготовления каганца. Масло, бинт, пинцеты, фартуки для детей, свеча с подсвечником, керосиновая лампа, светильник. Ламы: лампа накаливания, люминесцентная, диодная, батарейка, диод. Памятки «Светильники» приложение 4. Распечатанные карточки с изображением лампы накаливания и люминесцентной приложение 5.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Воспитатель с детьми проходит в рабочую зону. Дети рассаживаются за рабочие столы. Воспитатель обращается к детям:
- Здравствуйте ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие.
- Сопровождать нас в этом путешествии будет тот, о ком говориться в загадке.
Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики.)
- Все верно, ребята, это – фиксики!
- Обратите внимание, у вас на столах есть картинки. приложение № 1. Предлагаю вам взять цветные карандаши и оформить пригласительные билеты нашему гостю. Работать будем быстро и аккуратно. Приступайте. Готовые пригласительные билеты опускайте вот в этот почтовый ящик.
Дети раскрашивают картинки. В это время воспитатель за ширмой переодевается в костюм Фиксика.
Фиксик Симка:
- Здравствуйте ребята! Очень рада, что вы пригласили меня! И я пришла к вам не с пустыми руками. Я подарю вам интересную историю, из которой вы узнаете об увлекательном путешествии света по светильникам.
2. Введение в занятие.
Фиксик Симка:
- Человек не всегда пользовался электрическими приборами и электрическими лампочками.
- Для освещения домов на Руси с давних пор использовалась лучина, которая из глубины веков дошла до наших дней. Лучина – длинная щепа, укрепленная в светце – примитивной подставке с железными рожками кверху. За горящей лучиной приходилось непрерывно следить, заменять сгоревшую лучину, новой, для чего нужен был их запас. Обычно в качестве лучины использовали березу, которая горела ярко и не дымила, а также тополь, дуб, клен и сосну. Светцы представляли собой литую подставку для лучины. Горящая лучина помещалась между зубцов, а огарки падали в специальную ванночку, наполненную водой. Давайте повторим это новое и интересное слово «Лучина» (предлагает каждому ребенку проговорить название светильника). Предлагаю вам вместе со мной изготовить лучину.
(дети с фиксиком изготавливают лучину) слайд № 1
- На юге и западе России распространен был каганец – черепок или блюдце, наполненное салом или жиром, с фитилем. Рассматривание каганца. Каждый ребёнок проговаривает название светильника. Ребята, предлагаю вам принять участие в изготовлении каганца. слайд № 2
- Позднее были изобретены свечи, дававшие значительно больше освещения, чем фитили в светильниках. Для большей устойчивости и предотвращения пожаров, свечи крепились в подсвечниках.
(Рассматриваем с детьми свечу, проговариваем название «свеча, подсвечник») слайд № 3
- Позже были изобретены керосин и керосиновая лампа. Ребята, посмотрите на экран, это все керосиновые лампы. Они бывают разного размера и разной формы, но принцип работы у них один. Специально для вас я сегодня принесла керосиновую лампу. У вас есть возможность поближе на нее посмотреть, и даже потрогать руками.
После рассматривания, керосиновую лампу зажигаем и продолжаем наблюдение. Фиксик стимулирует детей проговаривать название лампы. слайд № 4
- Ребята, предлагаю вам сейчас немножечко отдохнуть и превратиться в часики. Давайте встанем на ножки. Я буду говорить слова, а вам в это время предлагаю переводить взгляд слева направо.
3. Гимнастика для глаз: «Часики».
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Налево тик, направо так,
Все мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
- Молодцы ребята. Садитесь на свои места. Мы продолжим.
- С появлением электричества, люди стали работать над изобретением электрических лампочек и со временем появилась лампа накаливания. Вот эта лампа. Посмотрите. Когда мы вкручиваем лампочку в патрон, она соединяется с линией электрического тока. При поступлении электроэнергии, нагревается, и начинает светиться вот эта проволочка, которая называется вольфрамовая нить накаливания. Давайте вместе три раза повторим эту фразу «Вольфрамовая нить». Предлагаю посмотреть, как происходит накаливание вольфрамовой нити.
(рассматривание лампы накаливания). Ребята, кто запомнил и может сказать, как называется эта лампочка? Правильно, лампа накаливания. А кто запомнил, как называется нить, которая нагревается и позволяет лампочке давать освещение? Молодцы, вольфрамовая нить. (Вкручиваем ламу в светильник, наблюдаем, как светит лампа). слайд № 5
- Такая лампочка потребляет много электрической энергии. И люди решили изобрести лампочку, которой для работы нужно было бы меньше электроэнергии.
- Получилось! И на свет появилась вот такая лампочка. Она называется люминесцентная лампа. Давайте повторим, люминесцентная. Ребята, кто-то хочет сам сказать название этой лампочки? (Дать возможность всем желающим повторить). Так же ее называют энергосберегающая лампочка.
(Рассматривание люминесцентной лампочки. После того, как все дети посмотрели, потрогали лампочку, вкрутить ее в светильник. Наблюдаем за свечением. слайд 6
- В этой лампочки вместо нити накаливания содержится ртуть, которая находится в газообразном состоянии и именно она вызывает свечение при электрическом разряде.
- И это еще не все! Стремясь экономить как можно больше электроэнергии, люди изобрели светодиодную лампочку. Вот, посмотрите на эту чудесную лампочку. Давайте повторим, как она называется. Светодиодная лампа.
(Рассматривание светодиодной лампочки, после того, как все дети рассмотрели, вкручиваем лампочку в светильник, наблюдаем за свечением). слайд № 7
- Посмотрите внимательно, у меня две лампочки. Обе светодиодные. Они бывают разной формы. Но принцип работы у них один. Вот под этим куполом находятся светодиоды. Они излучают свет. Посмотрите – так будет выглядеть светодиодная лампа, если убрать с нее купол. Это светодиодный фонарь. Видите, как много в нем светодиодов. Вы, наверное, хотите увидеть сам светодиод? Приглашает ребенка помочь. Соединяют диод с батарейкой Проговаривают слово «диод». А вместо электроэнергии, мы с вами будем использовать энергию батарейки.
- Ребята, если мы в своих домах будем использовать современные диодные и энергосберегающие лампочки, то будем экономить электроэнергию. А сейчас предлагаю вам поиграть со мной в танцевальную игру, в которой мы вспомним об электрических приборах, живущих в наших домах.
4. Физминутка «Фиксик и электроприборы».
- Для игры приглашаю вас встать в круг и внимательно смотреть на меня и повторять за мной движения.
Проведение физкультминутки.
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь, продолжим занятие.
5. Итог занятия.
Фиксик Симка:
- Ребята, вы такие молодцы! Сегодня мы с вами совершили путешествие от лучины до современных лампочек. Предлагаю вам еще раз посмотреть на все светильники и вспомнить их названия. (Фиксик на интерактивной доске показывает еще раз презентацию «Эволюция светильника»).
приложение № 1. Дети смотрят на картинки светильников и еще раз с фиксиком проговаривают названия.
7. Рефлексия.
Фиксик Симка:
- А наше путешествие подошло к концу. И мне бы хотелось на память о нашем путешествии подарить вам такие памятки приложение № 4. Они помогут вам не забыть и рассказать своим родителям, а так же своим друзьям о путешествии света по светильникам. Еще, каждому из вас я дам 2 листочка с изображением обычной и энергосберегающей лампочки приложение № 5. Тот, кому понравилось занятие, и кто захочет о нем рассказать друзьям, положите в помогатор энергосберегающую лампочку. А если кто-то не готов рассказать друзьям и родителям, кладите в помогатор обычную лампочку. Приступайте.
Педагог просматривает результаты самоанализа детей.