Татьяна Александровна Пушкова
Конспект ОД по развитию ФЭМП в подготовительной группе для детей с ОНР «Знания приобретёшь — не пропадёшь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР
«Знания приобретёшь – не пропадёшь»
Цель: Создать условия для детей самостоятельно выполнять задания, развивать сообразительность, смекалку, находчивость, умение сосредоточиться, мыслить.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ОД по развитию ФЭМП в подготовительной группе для детей с ОНР „Знания приобретёшь — не пропадёшь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Продолжать учить находить нужную фигуру по символам.
2. Закреплять знания : дни недели, времена года, месяцы.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб).
4. Упражнять в умении видоизменять геометрические фигуры.
5. Закрепить знание о составе числа из двух меньших.
6. Закреплять пространственное представление (вверх, вниз, вправо, влево, выбирая нужное направление движения руки.
7. Закрепить знание в прямом и обратном счете до десяти.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать логическое мышление, внимание, память, хорошо ориентироваться на листе бумаги, достаточно быстро выполнять команды.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Закреплять в речи детей употребление сложносочиненного предложения с противоположным союзом «а».
4. Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.
5. Закреплять правильное произношение поставленных звуков у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение слушать сверстников.
Пропедевтическая работа
- Отгадывание загадок;
- Дидактические игры: «Найди такую же фигуру», «Подбери по форме», «Составь число», «Кто в каком доме живет»;
- Выполнение зрительных диктантов;
- Пальчиковые игры: «1,2,3,4, кто живет в моей квартире», «1,2,3,4 - мы посуду перемыли», «Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5», «В понедельник я кроила».
Условия для развития мелкой моторики рук
1. Разложи правильно (баночки с разными наполнителями).
2. Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
3. «Волшебная пуговица» : создание рисунков путем обведения пуговиц.
4. «Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук).
Двигательные упражнения и игры для развития
координации речи в движении (Л. Н. Смирнова)
1. Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.
2. Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол.
3. Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
4. Считалка под мяч «Снегопад»
5. «Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку четыре удара пальцем по ладони.
6. Считалка под мяч «Верещунья - белобока, все зовут ее сорока».
7. Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
8. Считалка под мяч «Коза».
9. Прошагать двустишие, затем отпрыгнуть. «Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки».
10. Прошагать загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывае
Индивидуально - дифференцированный подход
По степени сложности материала
- дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.
- дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем.
В задании «Развитие внимания»
- дети среднего уровня развития сложнее треугольник
-дети низкого уровня развития простой
Порядковый счет:
- дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно.
- дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками.
По методам и приемам
- для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы, упражнение на смекалку.
- для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором.
Средний уровень развития -
Низкий уровень развития -
Форма организации занятия – групповая
Методы и приемы
- Проблемные вопросы, задания на смекалку
- Поощрения
- Физкультминутка
- Комментарии
- Объяснение
- Вопросы
Оборудование
Демонстрационный материал: плакат - схема «Ориентировка в пространстве», персонаж Незнайка, фишки для подсчета очков, запись песни Шаинского- «Дважды два - четыре» на ноутбуке.
Раздаточный материал: домик с отверстиями в стене треугольной и круглой формы и полоски из бумаги прямоугольной формы для всех детей, ножницы, подносы, карточка-схема в клетку с заданием «Графический диктант» с отметкой красная точка, карточка-схема «Рисунок из треугольников» с индивидуально- дифференцированным подходом (см. приложение) .
Физкульминутка №1
На разминку становись!
Вправо - влево покружись,
Повороты посчитай
Раз, два, три - не отставай
- Повороты в стороны
Начинай приседать -
раз, два, три, четыре, пять
Тот кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку
- Приседания
А теперь поднимем руки
И опустим их рывком,
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком - Дети поднимают прямые руки над головой, резко опускают, отводят назад и снова резкими движениями поднимают вверх
А теперь ходьба на месте
Левой - правой, стой, раз, два
За столы мы сядем вместе
Снова нам считать пора
- Ходьба на месте, дети садятся.
Физкультминутка №2
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Наш Незнайка потянулся,
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько
И за парту сел тихонько.
Вводная часть
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Незнайку обидели его друзья: они смеялись над ним, что он ничего не знает. И Незнайка пришел посмотреть, нужны ли ему вообще знания.
Воспитатель: Согласны ли вы показать, что умеете делать.
Уважаемый Незнайка, это лучшие математики.
Они быстро и правильно считают, хорошо решают задачи, любознательны, сообразительны, живут весело и дружно.
Воспитатель: Мы разделим детей на две команды : левый ряд и правый ряд.
Утвердительный ответ детей
Звучит музыка Шаинского «Дважды два -четыре» (входят дети)
Основная часть
Посмотрите. Ребята, сколько вопросов приготовил вам Мудрец математики.
Кто пойдет и сосчитает сколько на столе конвертов- заданий? (10)
Конверт№1 «Разминка»
В: А сейчас проведем разминку:
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом
А прощается последний
Появляется передний (дни недели)
В году у дедушки четыре имени.
Кто это? (осень, зима, весна, лето)
(Загадки загадываются по три каждой команде)
- Днем спит, ночью делает. И зверей пугает. Кто это? (сова)
- Ног нет, а хожу Рта нет, а скажу
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать (часы)
(За правильный ответ- фишка)
- Летом в огороде свежие, зеленые
А зимой в бочке желтые солёные (огурцы)
(Чья команда больше даст правильных ответов-та и победитель)
- Двенадцать братьев друг за другом ходят
Друг друга не обходят (месяцы)
Конверт№2
воспитатель на мольберте выставляет плакат и зачитывает задания каждой команде
Второе задание
«Конверт с заданием на ориентировку в пространстве»
В: Атеперь внимание - второе задание!
1. Найди верхнюю левую клеточку, нарисуй в ней шарик
2. Найди нижнюю правую клеточку, нарисуй в ней грибок
(пойти и нарисовать в каждой клетке)
Конверт №3
Игра: «Угадайте, кто я?»
В: В этом конверте геометрические фигуры. Мудрец просит их показать, назвать и обосновать свой ответ
1. Я четырехугольник, у меня противоположные стороны равны (прямоугольник)
2. Я четырехугольник, у меня все стороны равны (квадрат)
3. Как можно назвать одним словом квадрат и прямоугольник. Почему? Ромб, трапецию. (четырехугольники)
4. Можно ли назвать четырехугольниками нас: круг, треугольник. Почему? (нет) Молодцы.
(При выполнении детьми заданий воспитатель общается с Незнайкой, уточняя понял ли он как нужно считать и отвечать.
Конверт №4
В: Перед вами интересный дом и жильцы этого дома необычные - это геометрические фигуры. Нужно помочь им поселиться в свои квартиры и объяснить правильность выбора.
Фигуры
форма: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
цвет: красный, синий, зеленый, желтый.
толщина: толстый, тонкий.
Молодцы. (Задание с использованием блоков Дьенеша)
Конверт №5 «Графический диктант»
В: Покажем Незнайке как можно нарисовать картинку под диктовку? (согласие детей)
В: Слушайте внимательно и рисуйте под диктовку не отрывая карандаша от бумаги от красной точки:
2 клеточки вниз, 2 - вправо, 1-вниз,1 - вправо, 1 - вниз, 1-влево, 1 - вниз, 2 - вправо, 2-вверх, 3 - вправо, 1 - вниз, 1- влево, 1 - вниз, 2 - вправо, 5 - вверх, 1 - влево, 1 - вниз, 4 - влево, 2 - вверх, 1- влево, 1 - вниз, 2 - влево. (Если правильно следовать инструкции, то получится собачка). Молодцы.
Конверт №6
Физкультминутка
№ 1 В: А теперь мы отдохнем «На разминку становись! Вправо- влево покрутись»
Конверт№7 игра. «Измени геометрическую фигуру»
В: Незнайка увидел в стене дома отверстие треугольной и круглой формы. Подумал о том, что кто-нибудь может залезть в отверстие, а вылезти не сможет и решил заделать отверстие. Давайте поможем Незнайке, возьмите прямоугольные полоски бумаги. Из них нужно сделать треугольники и круги.
В: -Из какой геометрической формы легче всего сделать треугольники и круги? (Из квадратов)
- Как сделать из прямоугольников квадраты? (разделить прямоугольники на две части)
- Что нужно сделать, чтобы получить из квадрата круг? (срезать углы)
- Что нужно сделать, чтобы получился треугольник. (разрезать квадрат пополам от одного угла до другого)
(Дети выполняют задание и складывают получившиеся геометрические фигуры на поднос)
Конверт №8 «Реши веселые задачки»
В: Ребята, Мудрец нам предлагает решить веселые задачки (согласие детей)
- Пять ворон на крышу сели.
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (семь)
- Назови число, больше 6, но меньше 8. (семь)
- Назови число, состоящее из 2 и 7. (девять)
- У какой геометрической фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга)
Конверт№9 Физкультминутка№2
В: А теперь мы отдохнем. Наш Незнайка потянулся… (2 раза)
Заключительная часть
В: Ребята, остался последний конверт, мы с Незнайкой тоже хотим выполнить это задание.
(дети выполняют за столами, я на мольберте, сравниваем результат)
Конверт №10 «На развитие внимания»
- Сколько треугольников на рисунке? Запиши ответ цифрой в квадратике. (4, (5)
(2 рисунка см. приложение)
В: Незнайка, ребята ответили на все вопросы мудреца. Не осталось ни одной не решенной задачи.
Какое задание показалось трудным?
Какое легким?
В: - Ребята, вы молодцы. Все активно отвечали, проявляли смекалку, находчивость и сообразительность.
Незнайка то
же благодарит вас и обещает всему учиться, чтобы его друзья им гордились.
Плакат-схема на ориентировку в пространстве
Карточка- схема для графического диктанта.
Карточка - схема для детей со средним уровнем развития.
Карточка - схема для детей с низким уровнем развития.