Тамара Карнаухова
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки «КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ»
Задачи:
1. Учить детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста и карточки – подсказки;
2. Воспитывать умение понимать смысл пословиц,
3. Упражнять в изменении силы голоса и темпа речи.
4. Воспитывать н6равственно – эстетические ориентиры, способность нравственно оценивать поступки, слушать воспитателя и своих товарищей, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ сказки „Как аукнется, так и откликнется“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Д. и. «Эхо», составление описательного рассказа о лисе и журавле; рассматривание посуды, составление рассказов по мнемотаблице о посуде; проведение эксперимента: пробуем пинцетом поднять кусочки манной каши с тарелки (имитация клюва журавля, сложенными ладошками пробуем попасть в узкое горлышко кувшина (имитация лисьей мордочки); беседа о культуре гостеприимства; припоминание пословиц о дружбе.
Словарная работа:
«Как откликнется, так и аукнется», «Званный пир», «Стряпала», «Не обессудь», «Потчевать», «Несолоно хлебавши», «С тех пор у лисы и журавля дружба врозь»
Материал:
Иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», карточки – схемы, подсказки новых слов: потчует, не обессудь, куманек, конверты, фишки красного, зеленого и желтого цвета для оценивания пересказов детей корзиночка с конфетами.
Ход занятия:
Орг. момент
Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к гостям.
В: Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились за год. Давайте поприветствуем гостей.
Д: Здравствуйте, добрый день (утро, вечер).
В: Слышите!
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
В: Ребята, скажите, вы любите сказки?
Д: Да, любим.
1. Чем сказка отличается от рассказа?
Д: Сказка – это выдумка. В сказке могут быть придуманные герои (Баба – Яга, Кощей бессмертный, Соловей – разбойник, говорящие звери и предметы (волшебный клубок, гусли, метла и ступа Бабы - Яги, в сказке добро побеждает зло. В рассказе все происходит по - настоящему.
В: Все верно.
Послушайте загадки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её. (Лиса)
Воспитатель показывает картинку и прикрепляет ее на доску.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Воспитатель показывает картинку и прикрепляет ее на доску.
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной и поучительной сказкой.
Дети проходят за столы
1. Объявление темы
В: Сегодня мы будем пересказывать сказку про лису и журавля.
В: У этой сказки интересное название «Как аукнется, так и откликнется». Слушайте внимательно.
2. Чтение сказки «Как аукнется, так и откликнется» и вопросы
1. Назовите героев сказки (Лиса и Журавль)
2. О чем говорится в этой сказке? (В этой сказке говориться, как Лиса и Журавль ходили друг к другу в гости и угощали друг друга манной кашей и окрошкой)
3. Какими словами приглашала лиса журавля в гости (Приходи, куманек, приходи дорогой. Уж как я тебя угощу)
4. Предлагает встать и попробовать детям позвать журавля жестами и таким же голосом. (Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу) Индивидуально 2 – 3 ответа. А затем подгрупповой ответ мальчиков и девочек: «Как будто это журавль, пригласите журавля в гости». Дети, обращаясь к родителям, зовут журавля в гости.
5. Как вы понимаете слова «стряпала», «званый пир»? (Это угощение, на который позвали.)
6. Как встретила Лиса Журавля? (Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует: «Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала»)
7. Какими словами Лиса называет Журавля (Голубчик, дорогой)
8. Почему Журавль не смог съесть угощение? (Потому, что у журавля длинный клюв и ему не удобно есть с тарелки. Длинным клювом с тарелки кашу не склевать.)
9. Что обозначает выражение «не обессудь», «потчевать»? (Не обессудь, это значит - не обижайся. Потчевать- угощать)
10. А как поступила Лиса? (Лиса все сама съела)
11. Почему лиса угощала журавля из тарелки? (Жалко было свою кашу)
12. Какою вам представляется лиса в этой сказке? (Хитрой, жадной. Она дала Журавлю тарелку, чтобы он не смог съесть манную кашу.)
13. Как Журавль встречал гостью?
14. Что означает выражение «не солоно хлебавши»? (голодная)
14. Почему Лиса ушла от Журавля голодная? (Журавль захотел проучить ее)
15. Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, жадная)
16. Что можно сказать о журавле? (Мудрый, умный)
17. С каких слов начинается сказка? (Лиса с журавлем подружились)
18. Какими словами заканчивается сказка? (С тех пор у лисы и журавля дружба врозь)
Физминутка
Длинноногий журавель
По болоту ходит.
Длинноногий журавель
Лягушаток ловит. (Ходьба с высоким подниманием колен)
А весёлые лягушки
Держат ушки на макушке,
Весело шагают,
Лапки поднимают. (Маршевый шаг)
А журавль, а журавль
Крылья расправляет,
А журавль, а журавль
Клювик поднимает. (Плавно поднимать руки вверх, делая вдох через нос;
Медленно опустить через стороны руки (выдох через рот)
В небо посмотрел,
Быстро полетел. (Бег на носках)
Вот на землю опустился,
Вправо, влево поклонился. (Повороты вправо и влево со взмахом рук в медленном темпе для успокоения дыхания)
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. (Стоять на одной ноге, руки развести в стороны затем повторить ещё раз это четверостишие, стоя на дугой ноге.)
2. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
В: Ребята, я еще раз, прочитаю сказку, а чтобы вам, было легче запомнить сказку, буду показывать вам карточки – подсказки.
Повторное чтении сказки и показ карточек.
В: Ребята, вы догадались, кого из героев сказки, обозначает оранжевый круг. Правильно, оранжевый круг обозначает лису. А серый треугольник, какого героя сказки обозначают?
Предлагаю пересказать эту сказку «Как откликнется, так и аукнется» опираясь на карточки – подсказки. Постарайтесь использовать все слова – подсказки. Но вы должны пересказать сказку так, чтобы мы поняли, что лиса – это хитрая, жадная плутовка, а журавль – мудрый, умный. Постарайтесь передать с помощью мимики и голоса характер героев. Будьте внимательны, начнет рассказывать сказку ребенок с одной команды, в любой момент я остановлю сказку, продолжать пересказ будет ребенок с другой команды. Дети пересказывают сказки.
- Всё ли наши герои рассказали.
- Какой пересказ понравился больше?
- Кто из детей пересказал сказку лучше, полнее?
- Поднимите зеленый круг, если вам понравился пересказ, желтый, если пересказ хороший, но нужно постараться, и красный, если нужно еще раз попробовать пересказать сказку.
- Что вам особенно понравилось в сказке?
- Почему так называется сказка? Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется» (Как Лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней?
- Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
(Нет, лиса хищное животное).
- Бывает ли, что дети ведут себя как Лиса и Журавль?
Воспитатель благодарит детей за занятие, предлагает попрощаться с гостями.