Галина Савельева
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в средней группе.
Тема: «Зимующие птицы, звук [Ш]».
Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах (синица, воробей, голубь, ворона, снегирь, их внешнем виде, познакомить со звуком [Ш].
Задачи:
1. Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Совершенствовать грамматический строй речи : упражнять в правильном согласовании слов в предложении, использовать слова с предлогами, имена существительные во множественном числе; расширить глагольный словарь (летать, прыгать, клевать, зимовать).
3. Развивать диалогическую форму речи, общую моторику, слоговую структуру слова, познавательный интерес, память, внимание, речь.
4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, желание помогать и заботиться о зимующих птицах.
Тип занятия : занятие по усвоению новых знаний
Форма занятия : ситуация общения, игры
Продолжительность: 20 минут
Участники: дети средней группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: 4 -5 лет
Оборудование и материалы: игрушка –снеговик, кормушка, предметные картинки с изображением зимующих птиц (голубь, ворона, снегирь, синица, воробей, мяч, сюжетная картинка «Дети кормят птиц», рабочие тетради, карандаши.
Предварительная подготовка:
1) организация наблюдений за птицами на прогулке (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь).
2) рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
3) проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей».
4) беседы о зимующих птицах.
5) чтение книг, загадывание загадок.
Методы и приемы работы с детьми:
1) практические: выполнение заданий в рабочих тетрадях (раскрашивание птиц, определение и выделение зимующих птиц, нахождение слов со звуком [Ш])
2) наглядные: рассматривание картины «Дети кормят птиц», предметных картинок с изображением птиц;
3) словесные: беседа, рассказ, разъяснение, вопросы, речевая ситуация.
Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Организационный Создание благоприятной атмосферы, эмоционального подъема, заинтересованности детей 3 мин
Основной Беседа. Дидактические игры: «Один-много», «Что делают птицы». Беседа по картине «Дети кормят птиц». Динамическая пауза. 15 мин
Заключительный Подведение итогов, оценка деятельности детей 2 мин
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Сегодня такой чудесный день. У меня хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, назовите своё имя ласково (дети называют)
2. Основной этап.
1)Беседа, сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? ( Дети: Зима)
Воспитатель: Скажите, что бывает зимой? ( Дети: Зимой падает снег. Зимой дует сильный ветер. Зимой люди одевают теплую одежду. Дети лепят снеговика)
Воспитатель: Верно. Вот к нам сегодня в гости пришел снеговик. Он живет в зимнем парке. Он увидел на дереве незнакомый предмет. (Показывает кормушку)
Воспитатель: Ребята, что это? ( Дети: кормушка)
Воспитатель: Для чего она нужна? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы с вами знаем, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг, чтобы переждать холода. Как их называют? ( Дети: перелетные)
Воспитатель: Но есть птицы, которые не улетаю, а зимуют рядом с нами. Кто мне скажет, как они называются? ( Дети: Зимующие птицы)
Воспитатель: Прошу всех повторить: Зимующие птицы.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку. Назовите птиц, которых вы узнали. (Показать изображения голубя, вороны, воробья, синицы, снегиря)
2) Дидактическая игра «Один - много»
Воспитатель: Ребята, но к кормушке птички не прилетает по одной, они живут стайками, там им легче прокормиться. Давайте с вами поиграем и назовем птичек в единственном и множественном числе.
Синица – синицы
Снегирь – снегири
Воробей – воробьи
Сорока – сороки
Дятел – дятлы
Сова – совы
3) Игра с мячом «Что делают птицы»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Я вам буду кидать мяч, а вы ловите его и говорите, что могут делать птицы ( Ответы детей: летать, прыгать, клевать, зимовать, прилетать, чирикать, каркать, пищать).
4) Беседа по картине «Дети кормят птиц»
Воспитатель: Ребята, снеговик принес картину. Давайте ее рассмотрим.
-Кто изображен на картине? (Мальчик и девочка)
-Что они делают? (Они пришли накормить птичек)
-Чем они накормили птичек? (Дети кормили птичек семечками)
-Какие птицы прилетели к кормушке? (снегири, воробьи и синицы)
- Давайте рассмотрим, какие снегири? А какие синички?
-Скажите, правильно ли поступили ребята, что пришли накормить птичек? (Да, правильно)
-Почему? (Потому что зимой птицы голодные, им не хватает еды)
-А чем еще можно кормить птиц зимой? (Птиц можно накормить хлебными крошками, крупой)
Воспитатель: Молодцы. Снеговику очень понравилось у нас. Ему очень понравилось, что вы выполняли задания дружно и были очень внимательные.
Давайте превратимся в птичек и поиграем.
5) Динамическая пауза.
Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх – вниз)
Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели (машут руками, убегают)
А теперь птички прилетели к кормушке и сели.
И вдруг к кормушке подкралась кошка, выгнула спину и зашипела. Как зашипела кошка? (ш-ш-ш).
Воспитатель: Давайте вспомним, какой звук (ш? (Поставим ладошку к горлышку и произнесем звук (ш) глухой, согласный, твердый)
6) Дидактическая игра «Угадай звук»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду произносить слова, если вы услышите звук (ш, то хлопните в ладошки.
- Шапка, снег, зима, шарф, птичка, синичка, шкаф, шуба, снежинка, машина, горка, санки, карандаш, лыжи, кормушка, чашка, крошки.
7) Задание в рабочих тетрадях (анализ работы детей)
3. Заключительный этап. Итог занятия.
(Собраться на ковре в круг).
Воспитатель: Каких птиц мы называем зимующими? ( Дети: Это птицы, которые остаются зимовать рядом с нами. Птицы, которые не улетают в теплые края)
Воспитатель: Скажите, как мы можем помощь птицам зимой? ( Дети: Развесить кормушки, покормить семечками, хлебными крошками.)
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)