Анастасия Ковалева
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме и зимних явлениях.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширение словарного запаса по теме "Зима";
- Обучение подбору прилагательных к существительным;
- Пополнение лексики родственными словами;
- Формирование звуковой культуры речи.
2. Развивающие :
- Развитие познавательного интереса и любознательности;
- Совершенствование логического мышления и мелкой моторики рук;
- Развитие памяти, внимания и координации движения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Формирование навыков словообразования и речевого дыхания;
- Развитие ориентации в пространстве;
- Активизация словарного запаса детей.
3. Воспитательные:
- Воспитание умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, выслушивать вопрос до конца и отвечать полными предложениями.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, использование художественных слов, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя, наблюдение за работой детей, анализ работ воспитателем и детьми, поощрение.
Планируемые результаты:
- Приобретение опыта продуктивного взаимодействия между детьми и умение слушать товарища;
- Повышение познавательной активности и освоение необходимых знаний о зиме;
- Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Оборудование и наглядные материалы: ноутбук, снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения "Зима", картон синего цвета, клей, соль, клеевые и влажные салфетки, снеговик, снежинки разных размеров.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассмотрение картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами, чтение художественной литературы на тему, проведение дидактической игры "Когда это бывает?", наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: - Доброе утро, лесы и поля!
Дети: - Доброе утро!
Воспитатель: - Доброе утро, родной детский сад!
Дети: - Видеть друзей своих очень я рады! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте мою загадку:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
(демонстрируется картинка с изображением зимы)
Воспитатель: - Верно, это зима. Какое сейчас время года?
Как мы поняли, что наступила зима?
Назовите три зимних месяца. (Декабрь, январь, февраль)
А какой сейчас месяц? (декабрь).
(читаются стихи о зиме)
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Хотите побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Приготовьтесь - отправляемся! (дети кружатся вокруг)
Воспитатель: - Мы прибыли в гости. Оглянитесь вокруг, как волшебно! Наши пути заносло снегом, не пройти. Чтобы добраться до мастерской, нужно преодолеть сугробы и выполнять задания, которые зима нам заготовила. Будьте осторожны и внимательны. В путь!
Воспитатель: - Ваше первое задание: дидактическая игра "Доскажите словечко".(на снежинке задание)
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…. (снег)
2. С неба все скользят пушинки
серебристые…. (снежинки)
3. На поселок, на лесок
Все снижается…. (снежок)
4. Вот веселье для ребят
Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки
Все хотят играть в …. (снежки)
6. Словно в белый пуховик
Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка
Это девочка…. (снегурка)
8. На снегу- то посмотри
С красной грудкой…. (снегири)
9. Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Воспитатель: - Очень хорошо справились! Приступим к следующему заданию. (достается снежинка с заданием)
Воспитатель: - Теперь сыграем в игру "Назови ласково". Я буду кидать вам снежки, называя слово, а вы будете его возвращать, называя ласковую форму этого слова.
(демонстрируется игра "Назови ласково" с использованием разных слов, связанных со зимой)
Воспитатель: - Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.
Зима – зимушка Горка - горочка
Санки - саночки Снег - снежок
Лёд – ледок Снеговик - снеговичок
Ветер – ветерок Льдина – льдинка
Шапка – шапочка Мороз - морозец
Воспитатель: - Ребята! Снежики холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки :
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).
- Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. И спешим к следующей снежинке.
Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель: - Назовите зимние слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).
На слайде или распечатанные иллюстрации (снежинки, сосулька, снег, санки).
Воспитатель: Вот и наступило время, дорогие дети, познакомиться с прекрасным зимним миром великой мастерской, где сбываются самые заветные желания. Однако, чтобы проникнуть внутрь этого волшебного места, необходимо произнести особые слова о снеге, сопровождая их движениями. Готовы ли вы справиться с этим заданием?"
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
- Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.
Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (снежинки).
- Обратите внимание на снежинки. Они совсем не похожи на настоящие. Нужно украсить наши снежинки - посмотрите внимательно что еще у вас на столе? (клей и соль)
Хотите побыть морозом и украсить наши снежнки?.
Кладите на кленки снежинку, возьмите в руки кисть обмакните ее в клею, намажьте снежинку тонким слоем. Теперь возьмите пластиковую ложку наберите немного соли и посыпьте свои снежинки (потом когда работы высохнут. перевернуть чтобы остатки соли осыпались)
Молодцы настоящие мастера.
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
- Какое у вас настроение после путешествия?
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что было для вас самым сложным и что не получалось на пути к мастерской Зимы?