Светлана Коровкина
Конспект занятия по развитию речи «Зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний у детей о зиме.
Задачи:
• Составить описательный рассказ с помощью опорных карточек
• Развивать зрительное и пространственное восприятие, глазомер, прослеживающую функцию глаз.
• Учить ориентироваться в мезопространстве (картина)
• Формировать умение полисенсорного восприятия объектов (всеми органами чувств: слух, зрение, осязание)
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
• Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации перелетных птиц и диких животных.
Материалы и оборудование: снежки, иллюстрации по теме зима, перелетных птиц и диких животных, деревьев, кусочки ткани.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята. У меня есть к вам предложение давайте вместе послушаем новости сегодняшнего дня. А кто из вас знает где мы сможем их послушать?
Дети: по телевизору, радио, по телефону, на компьютере.
Воспитатель: смотрит на часы, обращается к детям.
- Ребята, как раз сейчас время новостей, давайте вместе с вами послушаем и узнаем, что нового происходит в мире? (ТСО)
Ведущая: Доброе утро ребята, у нас экстренное сообщение от нашего корреспондента – зимушка зима.
Зимушка зима: «Ребята, зима скоро закончится, и я хочу с вами поиграть на прощание – в снежки, они не простые, а волшебные, в них находятся
картинки - символы, чтобы их раскрыть необходимо выполнить мои задания».
Ведущая: спасибо Зимушка - зима, мы надеемся, что ребята раскроют снежки и разморозят предложения, и обязательно с тобой поиграют.
Воспитатель: берет первый волшебный снежок, раскрывает его и читает замороженное предложение «Вся земля покрыта снегом», чтобы хорошо рассмотреть картину, мы с вами должны подготовить глазки.
Гимнастика для глаз:
посмотрите глазками вправо, влево голову не поворачиваем.
зажмуримся – откроем глазки (2 раза)
Воспитатель: отлично! Наши глазки готовы увидеть и найти все, что нам нужно. Посмотрите внимательно на картину, какое время изобразил художник.
- Что находится в центре картины;
- что находится с правой стороны;
- что находится с левой стороны;
- что находится на переднем плане картины – ближе к нам;
- что находится на заднем плане - дальше от нас.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы попали в картину: на лесную поляну, что мы там видим – ребята.
(приготовлен заранее снег)
Дети: описывают – мы видим снег (снег-какой) белый, пушистый, чистый, дотроньтесь до снега (снег – какой) липкий, холодный. До предмета - ветки ели.
Воспитатель: Какие звуки вы слышите вокруг
Дети: скрип снега под ногами.
Воспитатель: вдохните поглубже, что чувствуете.
Дети: запах ели, свежий и прохладный воздух.
Воспитатель: пора возвращаться, ребята, но мы не сможем выйти из картины, пока не назовем зимние месяца.
Дети: называют месяца (декабрь, январь, февраль). Теперь мы сможем выйти из картины.
Воспитатель: разморозили предложение «Вся земля покрыта снегом».
Воспитатель: сейчас ребята, в нашем следующем снежке заморожено предложение «Реки и озера скованы льдом». Встанем все в круг и поиграем в игру «скажи наоборот», а играть мы с вами будем с мячом, я бросаю мяч, говорю слово, а вы называете слово - наоборот.
Воспитатель:
Зимой ночь длинная, а день (короткий).
Летом ветер теплый, а зимой – (холодный).
Летом дни жаркие, а зимой — (холодные).
Летом небо светлое, а зимой - (темное).
Летом день длинный, а зимой - (короткий).
Летом солнце светит ярко, а зимой — (тускло).
Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый).
Снег мягкий, а лед — (твердый).
Одни сосульки длинные, а другие — (короткие).
Воспитатель: как хорошо у нас получилось, поиграли и разморозили предложение «Реки и озера скованы льдом».
Ребенок берет третий снежок, раскрывает его. Воспитатель: читает замороженное предложение «Деревья стоят без листьев». Ребята, мы сейчас с вами погуляем в лесу, как будет называться лес, где растут только одни березы.
Дети: березовый.
Воспитатель: ели, сосны, клены, дубы, рябины, липы, ивы, каштаны.
Физминутка
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)
А потом с горы катались (волнообразные движения руками)
Веселились и резвились (прыжки на месте)
Холодно гулять зимой (киваем головой)
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)
Воспитатель: погуляли по лесу, слепили снеговика, разморозили предложение, а теперь повесьте картину на доску. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: в следующем снежке заморожено предложение «Перелетные птицы улетели в теплые края» нужно слово поделить на слоги. Например: щегол, сойка, чечетка, щур, куропатка, пищуха, рябчик, тетерев, дятел, дрозд, филин, клест, кедровка, чиж.
С заданием мы справились, разморозили предложение «Перелетные птицы улетели в теплые края», поместим эту картинку на доску.
Воспитатель: ребята, Зимушка – зима предлагает нам поговорить о животных, тогда можем быть мы с вами раскроем снежок и узнаем предложение, которое было здесь заморожено «Животные спрятались от холода».
Расскажите про это животное. Какое оно? Ребенок надевает маску – тигра.
Тигр – похож на кошку, правда, гигантских размеров. Тело у него вытянутое с довольно длинным хвостом; голова круглая; лапы невысокие, мощные, у него прекрасное зрение и слух. Он очень сильный зверь. Питается он животной пищей: олени, косуля, лось, кабан. Тигры переносят 30 градусные морозы. Волк: хищный, быстрый, ловкий, выносливый, охотится ночью. Питается мясом, птицей, любит рыбу. Когда нет добычи, волки едят ягоды. Ночью можно услышать, как воет волк. Белка: настоящая лесная красавица, проворная, шустрая, пушистая, белки живут на деревьях. Они легко скачут с ветки на ветку в поисках орехов, плодов и семян, а отдыхают и спят в гнезде из веток и листьев. Заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький; летом заяц серый, а зимой он белый, уши у него длинные, что свидетельствует о хорошем слухе. Днем заяц спит, затаившись среди травы, а по ночам выходит кормиться. Питается корой деревьев, морковью, и капустой. На зиму ничего не заготавливает. Лиса: это хищное животное. У неё рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. Лисы весьма ловкие и быстрые звери. Они способны запутывать следы и прибегать к различным уловкам, добывая себе еду. Лисица ест кроликов, мышей, зайцев и рыбу. Но любимым лакомством лисицы остается птица. Так же она ест овощи, яблоки и ягоды.
Воспитатель: молодцы, про животных мы с вами поговорили, предложение наше разморозилось, и проговариваем предложение «Животные спрятались от холода».
Гимнастика для глаз ладонь, окно (метка, дом, небо и на оборот. Воспитатель: В снежке – заморожено предложение «Люди надели теплую одежду». Перед детьми выкладываются кусочки ткани - мех, плащевка, вязаные образцы двух цветов светлый и темный, войлок. Предлагается выбрать каждому ребенку кусочек ткани, что можно изготовить из этого материала? Дети: зимнюю одежду, связать шапку, рукавички, носки; скатать из войлока – валенки; из ткани сшить комбинезон, зимнюю куртку. Воспитатель: это ткань удерживает тепло, поэтому из нее шьют зимнюю одежду.
Воспитатель: разморозили наше предложение и проговариваем его «Люди надели теплую одежду». Картинку – схему помещаем на доску. Воспитатель: Ребята сейчас у нас наступило время раскрыть последний снежок, где находится такое веселое предложение «Дети катаются на санках, лыжах и коньках». Хотите поиграть в игру - «Доскажи словечко».
Дети: да, очень хотим поиграть в игру.
Воспитатель: Дети, вы все знаете, что зима бывает снежной, и все вокруг покрывается белым пушистым снегом; я вам предлагаю поиграть со словом «снег». Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, связанные со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, Словно в белый пуховик
Падает на землю. (Снег.) Нарядился. (Снеговик.)
С неба всё скользят пушинки — Рядом снежная фигурка —
Серебристые. (Снежинки.) Эта девочка —. (Снегурка.)
На дорожки, на лужок На снегу-то, посмотри —
Всё снижается. (Снежок.) С красной грудкой. (Снегири.)
Вот веселье для ребят — Словно в сказке, как во сне,
Всё сильнее. (Снегопад.) Землю всю украсил. (Снег.)»
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Воспитатель: вы молодцы! Мы хорошо с вами поиграли, раскрыли все снежки, схемы все подготовили, а теперь присаживаемся за столы, нам еще предстоит составить рассказ о зиме. Послушайте меня, я вам сейчас расскажу.
Дети: поочередно рассказывают свои рассказы.
Воспитатель: молодцы ребята! Мы с вами со всеми заданиями справились!