Широчкина Наталья
Конспект занятия по развитию речи «Времена года» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие устной речи детей : связной речи — диалогической и монологической форм.
Задачи:
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Упражнять в составлении рассказов, описывая свои действия в процессе творческой деятельности.
Развивать мелкую моторику, слуховое восприятие.
Знакомство с новыми словами: ельник, еловый бор.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Времена года“ в средней группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Побуждать к экспериментированию по получению сложного цвета из двух основных (желтый+синий=зелёный).
Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, желание прийти на помощь.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Методические приемы.
Игровая мотивация, наглядные пособия, дидактические игры, загадки, беседа, вопросы к детям, объяснение, экспериментирование, динамическая пауза.
Предварительная работа:
Наблюдение за природой, хвойными деревьями, сезонными изменениями; особенностями цветовой гаммы; экспериментирование с природными материалами, красками, пластилином и соленым тестом; чтение художественной литературы, отгадывание загадок, музыкальная деятельность, знакомство с геометрическими фигурами; сюжетно-ролевые игры.
Материальное обеспечение: Кукла Старичок-Годовичок, пазлы «Времена года»; д/игра «Четвертый лишний»; материал и оборудование для ИЗО: желтый и синий пластилин на каждого ребенка, стека, влажная салфетка, мольберт и магниты для закрепления работ; карточки и смайлики для рефлексии.
Ход занятия.
К детям приходит Старичок-Годовичок:
Здравствуйте ребята. Я Старичок-Годовичок, в лесу живу, за порядком гляжу. Чтобы времена года шли по порядку, друг друга не обгоняли. А чтобы очередность самому не забыть, я нарисовал картины каждого времени года, да в избе у себя повесил. Только вот когда в лес ушел, пробрался ко мне в избу недобрый гость, картинки порвал, по избе разбросал. А я никак их не могу собрать. Вы мне поможете?
Воспитатель:
Поможем Старичку? – Ответы детей.
Д/игра «Собери пазл»
Воспитатель раскладывает на столе центральные части пазла (снежинка, дерево цветущее, солнечная полянка, дождливая погода) – символ времени года, дети называют время года и определяют свое место по картинке, которую взяли.
Старичок-Годовичок:
Молодцы ребята, как быстро собрали. Задает вопросы каждой подгруппе :
Какое время года на вашей картинке?
Как вы узнали?
Во что одеты люди?
Что делают дети?
Какое сейчас время года?
Какое время года придет за зимой?- Ответы детей. - А за весной?
Воспитатель: (при наличии времени)
Ребята, давайте расскажем Годовичку стишок про времена года :
По кругу летает планета
И напевает сама
Кружилку: зима, весна, лето
Осень и снова зима.
Старичок-Годовичок:
Молодцы, мне понравилось стихотворение. А сейчас отгадайте загадку:
Что зимой и летом одним цветом? - Дети: «Ёлка»
(1 часть занятия до 4,5 -5 минут)
Воспитатель:
Ребята, я заметила, что ни на одной из этих картинок нет елочки. Давайте нарисуем с вами необычную, пластилиновую елку. Хотите попробовать? – Ответы детей. – Проходите, садитесь за столы.
У каждого из вас есть нарисованный контур елки. Нужно его закрасить. Для этого есть стека и под салфеткой пластилин. Ой, а где же зеленый пластилин? Как быть? – Предложения детей: смешать желтый и синий пластилин. -
Давайте поэкспериментируем. Но, чтобы работать с пластилином, нужно согреть руки.
Пальчиковая игра:
Раз ладошка, два ладошка,
Их потрем сейчас немножко.
К щечкам прижимаем…
Теплые? – Да!
К работе приступаем …
Экспериментальная деятельность: (До 5 минут)
Воспитатель и дети выполняют одновременно, согласно рекомендации воспитателя.
Берем пластилин желтого цвета, разогреваем – сжимаем в кулачке, перекладывая из одной руки в другую, раскатываем в жгутик на ладони (ладони прямые, движения от себя, к себе). Тоже проделываем с кусочком синего пластилина. Берем оба жгутика, и перекручиваем их. Сминаем в кулачке, расплющиваем в лепешку, вновь сминаем…
В процессе работы обращаемся к ребенку с вопросом: «Что ты сейчас делаешь?» - ребенок называет свое действие.
Что происходит с пластилином? – Он меняет цвет.
Какого цвета стал пластилин? – Зеленый.
Как получили зеленый цвет? – Смешали желтый и синий.
Творческая деятельность (До 6 минут)
Воспитатель рассказывает алгоритм действий, дети выполняют задание самостоятельно. Наблюдая за действиями детей, воспитатель дает дополнительные пояснения ребенку, испытывающему затруднения.
У нас есть зеленый цвет, мы можем закрасить елку.
Раскатываем тонкий жгутик, укладываем его по контуру, прижимаем пальцем - расплющиваем и размазываем по поверхности от края к середине фигуры. Размазывать можно стекой или пальцами. Как удобнее. Стекой проводим выравнивание контура пластилина.
Заканчиваем работу, вытираем руки салфетками. Посмотрите, какой лес у нас получился. Здесь только елки – хвойные деревья, такой лес называют ельник, еловый бор. (повторить новые слова)
"Елочки"
Есть в лесу три полочки.
Ели-елки-елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках - птичьи голоса,
Внизу на елочках - роса. (При наличии времени)
Рефлексия:
Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Подумайте что вам было легко, а что трудно делать, с чем вы не справились?
Д/игра «собери пазл»
Экспериментирование
Изодеятельность
Оцените с помощью смайликов. (Легко – улыбается, трудно – задумался, не смог - огорчился).
Посмотрите, сколько у нас улыбающихся лиц, значит, мы хорошо поработали.