БОРЧАНИНОВА ГАЛИНА
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
(составление описательных рассказов по мнемотаблицам)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Времена года“ по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие : развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: письмо от Незнайки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, игрушка солнышко.
Раздаточный материал: снежинки на ниточке, картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Ход занятия:
(Дети стоят рядом с воспитателем).
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– Ребята к нам в детский сад прислали вот этот конверт.
– Как вы думаете, что это? (Письмо). Это письмо прислал нам Незнайка. Он пишет, что совсем запутался и не может вспомнить, в какое время года отмечают праздник золотой осени, новый год, путается во временах года и просит вас объяснить ему, что такое весна, лето, осень и зима. Незнайка хочет с вами дружить и просит познакомить его со временами года.
– Ну что, ребята, расскажем Незнайке о временах года, чем они отличаются друг от друга? (Да).
– А все, что мы будем рассказывать, запишем на камеру и отправим Незнайке видеописьмо. Согласны? (Да).
– Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит (один год).
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
– Давайте Незнайку познакомим с весной, когда вся природа просыпается. А что бы Незнайка все запомнил и ничего не забыл, научим его рассказывать по специальной таблице.
• Буква «В»- обозначает, что настала весна.
• Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
• Буква «У»– на улице тает снег и бегут ручьи.
• Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
• Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
(Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну).
Игра «Солнышко»
– А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Незнайке про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
– Солнце желтое, как (одуванчик, лимон)
– Солнце круглое, как (мячик, шарик)
– Солнце ласковое, как (мама, бабушка)
– Солнце теплое, как (печка, рукавичка)
– Солнце яркое, как (фонарик, лампочка)
– Солнце жаркое, как (костер, огонь).
– ….) загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться (лето).
(Дети садятся на стульчики).
– Давайте Незнайке расскажем про лето по нашей схеме.
• Буква «Л» - настало лето.
• Солнце – ярко светит, греет, припекает.
• Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
• Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
(Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето).
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний». ( Дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды).
– Дети, чтобы собрать урожай, какую работу нужно делать в огороде? (Поливать, полоть). Совершенно верно. Давайте, представим, что мы в огороде.
Физминутка «На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
(дети садятся)
– …., загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму (осень).
(Дети садятся на стульчики).
– Давайте познакомим Незнайку с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.
• Буква «О» - наступила осень.
• Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
• Зонтик – часто идут дожди,
• Стрелки – дуют сильные ветры.
• Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
• Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
– Кто расскажет про осень по схеме?
(Желающий ребенок рассказывает по схеме).
– Что делают звери осенью? (готовятся к зиме,
– Как готовится к зиме белка?
– Как готовиться к зиме заяц?
– Как готовится к зиме медведь?
– Как готовятся к зиме птицы?
Игра «Назови домик»
– Давайте поиграем в игру «Назови домик» .
– Как называется дом у белки (дупло,
– у лисы (нора,
– у медведя (берлога,
– у волка (логово,
– у птиц (гнездо).
– Ребята, ….) загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая (зима)
Игра «Комочек снега»
– Вам нравится зима? А зима, какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
– Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
– Что на ней изображено?
– Буква «З» - обозначает что? (наступила, пришла, настала. зима)
– Снежинки – часто идет холодный снег.
– Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
– Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
– Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Затем, предлагается одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.
– Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей.
– Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуем на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики).
– Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
– А еще ребята давайте вспомним, какой замечательный праздник мы отмечаем зимой. (Новый год).
– А как празднуют Новый год? (Привозят из леса ёлку, наряжают её, дети надевают карнавальные костюмы, водят хороводы вокруг елки, рассказывают стихи, поют песни, приезжает дед Мороз и Снегурочка, дарят подарки).
– Молодцы! Рассказали Незнайке о временах года.
– Ребята вот мы и познакомили Незнайку с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот».
Летом жарко, а осенью (холодно).
Летом дни длинные, а осенью (короткие).
Летом птицы вьют гнезда, а осенью (улетают на юг).
Летом мы собираем ягоды, а осенью (овощи).
Летом мы купаемся в речке, а зимой (катаемся на коньках, лыжах, санках).
Летом идут дожди, а зимой … (снег).
Итог: – Ребята, с чем мы познакомили Незнайку? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.