Людмила Горина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».
Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.
Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.
Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.
Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.
Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.
Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.
Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.
Ход занятия в старшей группе детского сада
(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).
Когда в садик я иду
Утром по дорожке
Здравствуй всем я говорю
Даже соседской кошке
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И все дружно улыбнемся
Дети все мы умные
Умеем петь и рисовать
И обо всем рассказывать.
Воспитатель. - А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)
Что это? (Буквы)
Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)
Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
Дидактическая игра «Отметить звук символом»
Воспитатель. Прочитайте?
ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!
Из слогов состоят? (Слова)
Со слов, состоит? (Предложение)
Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)
Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.
«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом - и земля, и крыши домов, даже на деревьях - снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие.»
О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)
Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.
Упражнение «Составляем рассказ о зиме»
Наступила. (холодная зима)
Выпал. (белый, пушистый снег)
Снег покрыл. (землю, деревья, дома)
Все деревья. (стоят голые)
Только. (елки, сосны стоят зеленые)
Перелетные птицы. (полетели в теплые края)
Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)
Люди. (беспокоятся о них)
Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)
Зима. (любимое время года)
Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?
Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна - зеленого, лето - красного, осень - оранжевого.
Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ».
В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).
Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.
Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)
конспект занятия в старшей группе
конспект занятия в старшей группе
Загадки для детей на тему Времена года
Писатель от центра «ЗИМА»
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Писатель от центра «ВЕСНА»
Где весна приходит
Там трава всходит
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла (весна)
Писатель от центра «ЛЕТО»
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).
Писатель от центра «ОСЕНЬ»
Юбочка ярко красочная
И оранжевые ленты
И темно-красное ожерелье
И желтые как воск сапожки
Это …. по саду гуляет
В золотое пальто сад одевает (Осень)
Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!
Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их
конспект занятия в старшей группе
Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.
Дидактическая игра «Времена годы»
Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.
Приглашаю синоптиков рассказать о погоде
Синоптик от центра «ЗИМА» - Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.
Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.
Синоптик от центра «ВЕСНА» - В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» - Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.
Синоптик от центра «ОСЕНЬ» - Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.
Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»
Пальчиковая разминка «Соберем листочки».
1, 2, 3, 4, 5
Будем листочки собирать
листочек каштана
(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)
Акации, кленовый, березовый, тополиный
Листочки мы возьмем
В букетик их соберем.
Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца
(Дети снимают листочки и называют)
Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.
(Эксперимент с бобами)
Исследователь от центра «ЗИМА»
Зимой жил в сумке на стене
На самом дне
Исследователь от центра «ВЕСНА»
Весной из чашки воду пил,
Белый побег он пустил,
В рыхлую землю упал -
Стебелек зеленым стал.
Исследователь от центра «ЛЕТО»
Летом пустил обильные цветки,
Связал тугие стручки.
Исследователь от центра «ОСЕНЬ»
Недаром его посадил -
Сто бобов он мне родил
Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?
Упражнение для пальчиков «Дикие животные»
Все дикие животных
Водятся в лесу
Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана
Все звери скрылись, вот чудеса!
Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.
Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.
Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.
Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.
Физминутка «Собираем грибы»
По грибы мы в лес ходили
Их в корзину положили
Полную корзину с верхом
Мы накрыли лопухом
Есть в нем сыроежка,
И опенок тонконожка,
И толстый Боровичок,
И загорелый Моховичек.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.
(Дети составляют коллажи)
конспект занятия в старшей группе
Итог.
Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.