Татьяна Обухова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В волшебном лесу». Лексические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать словарный запас детей, закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: нарисованный домик с прорезанными окошками, которые открываются после выполнения каждого задания, сундучок, мяч для игры, книга с загадками.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей на ковре в круг.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В волшебном лесу“, Лексические игры и упражнения» размещена в разделах
В. : Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу с вами им поделиться. А чтобы передать его вам, я улыбнусь. А вы улыбнетесь мне в ответ. А теперь улыбнитесь друг другу. Вот как стало светло и радостно от наших улыбок в группе. А теперь садитесь на ковер.
Артикуляционная гимнастика «Язычок», дыхательные упражнения «Пушинка», «Собачке жарко».
В. : Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную лесную страну. Для того, чтобы там оказаться нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать: «Айс, вайс, триз, в чудесной стране очутись».
(дети садятся на места)
В. : Смотрите, ребята, что это за домик на опушке леса? (замок) В этом замке живет лесная фея. Однажды к ней пришла злая колдунья и заколдовала ее, лесная фея уснула крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Некому теперь заботится о лесных жителях, и они просят нас помочь. Поможем зверям разбудить лесную фею?
В. : Чтобы открылись двери и окна, и фея проснулась, необходимо решить сложные задания, а поможет нам волшебный сундучок. В нем спрятаны все задания. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
удирать умеет ловко,
Д. : Зайчонок
В. : Правильно. Слайд 2
В. : Здесь мокрый и грустный зайчонок. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В. : Ребята как вы думаете, почему зайчонок мокрый?
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
( Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя)
В. : А что плохого в дожде?
Д. : Можно заболеть
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда …
В. : Как мы можем помочь зайке?
Д. : Высушить, согреть, закутав в одеяло, положить на солнышко, вернуть маме.
В. : Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д. : «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В. : Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В. : Кто же еще спрятался в сундуке феи? Слайд 3
В. : Правильно, волчонок. Он потерял своих родителей и просит вас их назвать. Папа – (волк, мама – (волчица, детеныш – (волчонок). Повтори Саша.
А теперь по такому же принципу назовем семью медвежонка, лисенка, бельчонка,
В. : Как одним словом называют всех этих животных? (дикие)
В. : Волчонок очень рад, что нашел свою семью, (Слайд 4) и хочет с нами поиграть.
Игра «Земля, воздух, вода»
В. :Мы справились с заданием, открылось еще одно окошко. А из волшебного сундучка появился новый зверек. Кто это? (бельчонок) Слайд 5
В. :Бельчонок просит вас описать его. Бельчонок какой? (рыжий, пушистый, озорной, ловкий, быстрый)
В. : А теперь скажите, что может делать бельчонок? (прыгать, лазать, скакать, грызть орехи).
В. : А теперь бельчонок поиграет с вами в игру «Скажи наоборот»
Высокий- низкий, Старый- новый (молодой, сладкий- горький, холодный- горячий, белый- чёрный, чистый- грязный, длинный- короткий, больной- здоровый, узкий- широкий, правда- ложь, тихо- громко, темно- светло и т. д.
В. : Вот открылось окошко на нижнем этаже, а рядом с ним волшебный сад. Слайд 6
Как вы думаете, какие растения растут в этом саду? (Волшебные).
Физкультминутка «Волшебные растения»
Встаньте со стульчиков и представьте себя волшебным растением, сначала вы были маленькими. Как изобразить маленькое растение. Вот я поливаю вас, ухаживаю за вами, и мои волшебные растения начали расти, а теперь они зацвели, а теперь подул сильный ветер, пошел дождь. И снова светит солнце.
В. : Что нам осталось открыть в замке? (дверь) А в сундучке осталась книга с загадками. Нужно угадать название сказки.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша лесная фея.
Слайд 7
Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Все звери сразу же сбежались к ней. Фея и зверята благодарят вас за помощь.
А мы с вами снова возвращаемся в детский сад. Выходите на ковер и говорите волшебные слова «Айс, вайс, триз, в детском саду очутись».
Рефлексия : Где мы сегодня побывали, кому помогали? Что больше всего вам понравилось?