Оксана Назаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ «Рассматривание сюжетной картины «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема «Рассматривание сюжетной картины «Ежи»
Цель:
Формировать умения описывать содержание сюжетной картины.
Задачи:
Образовательные. Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-модели, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; расширить представление детей о жизни диких животных (ежей). Продолжать знакомить с приемами складывания цветного квадрата.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ „Рассматривание сюжетной картины „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивающие. Развивать связную речь, мышление, память, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;
Воспитательные. Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.
Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий о диких животных, беседы о диких животных, отгадывание загадок по данной теме.
Оборудование:
Демонстрационный: Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», автор П. С. Меньшикова); Раздаточный: Листы бумагиА4 на каждого ребенка, листы бумагиА5 на каждого ребенка,
Ход ОД:
1. Организационный момент
В: Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Если вы отгадаете, чьи это следы, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить. Вы знаете, чьи это следы?
-Правильно, это следы ежика. Сегодня мы поговорим с вами про Ежей.
А много интересного про них нам расскажет Лина. Они с мамой приготовили интересный рассказ про ежей. Давайте послушаем.
Презентация Лины.
Дети, у нас есть чудесная фотография, которую сделал в лесу фотограф. Давайте ее рассмотрим с помощью подзорной трубы. Возьмите листочки и сделайте себе подзорную трубу. Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
3. Исследовательская деятельность
Обратите внимание, ребята, этот ежик что сделал?- свернулся в клубочек. Как вы думаете, почему? Испугался. А что его могло напугать?
-Правильно, когда ежику страшно, он сворачивается в клубочек.
Давайте проведем эксперимент.
Погладим ежика. Что вы чувствуете? Попробуйте надавить сильнее. Больно?
Ежи колются, и их никто не может съесть, потому что – больно. Так для чего нужны иголки ежу? (чтоб его не съел волк и лиса) Верно, это средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй - ка, съешь его! Скажите, а для чего еще, кроме защиты, ежу иголки? ( Ежи на иголках переносят припасы: грибы, ягоды, плоды. А еще они на иголках носят листья, чтобы утеплить свою норку к зиме)
В: Верно, иголки помогают ему переносить что – либо на спине. Ведь лапки у него короткие, с помощью их он только передвигается. У ежа острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают.
А еще с помощью иголок еж и жилище свое обустраивает на зиму.
Давайте. Дети немного разомнемся…
4. Физкультминутка: «Хитрый еж»
Вот свернулся еж в клубок (садятся на корточки, обхватывают колени)
Может, ежик, ты продрог?
Солнца луч ежа коснулся - (потягиваются)
Ежик сладко улыбнулся!
Хитрый ежик, хитрый еж, (руками показывают клубок)
На клубочек он похож.
Еж по тропке побежал, (бег по кругу на носочках)
Нам колючки показал (пальцы то выпрямляют, то сжимаются)
А колючки тоже на ежа похожи (сгибают)
Давайте рассмотрим с вами эту картину внимательней.
6. Рассматривание картины
Посмотрите и назовите, кого вы видите на полянке? (ежиха, а с ней и маленькие ежата) Какое время года изображено на полянке? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)
Обратите внимание.
Два ежонка увидели червяка и захотели его съесть. Хотя ежата маленькие, они не испугались червяка. Потому что ежата какие? (смелые, храбрые)
Что они делают с червяком?
(Они тянут его в разные стороны.)
Другой ежонок, увидел жука и свернулся в клубок. Почему? (испугался) Этот ежонок какой? (пугливый, робкий, боязливый, несмелый)
Четвертый ежонок наблюдает за другими ежатами, потому что он какой (любопытный, любознательный)
7. Игра «Самый внимательный»
В: А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, отвернитесь и назовите один объект, который вы запомнили. Правило одно: не повторяться…
-а сколько шишек на картинке? Сколько кузнечиков? Был ли там червячок?
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Значит, ежиха какая мама (Добрая, заботливая)
Как вы думаете, где папа еж? (Папа еж пошел за едой для своей семьи)
Физкультминутка
Ёж спешил к себе домой, Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой. Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Через кочки он скакал, Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал. Бег на месте, руки согнуть.
Вдруг он сел и изменился, Присесть на корточки
В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени
А потом опять вскочил. Подняться в рост
И к детишкам поспешил. Шагать на месте
Молодцы, ребята. Что интересного вы сегодня узнали о ежах? (ответы детей)
Спасибо всем.