Вера Дедюра
Эмоциональное и речевое развитие детей с использованием мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является особым периодом развития ребенка, в частности развития эмоциональной чувствительности, приобщения к культурным ценностям и социализации.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что современные дети не мыслят себя без компьютерных технологий. Поэтому, повышая роль мультипликации в образовательной деятельности, мы даем возможность ребенку осваивать и использовать современные технологии, так, чтобы это действительно могло стать полезным для жизни, творчества и, возможно, для выбора дальнейшей профессии. Именно поэтому сегодня как никогда актуален вопрос: как включить в дошкольное образование компьютерные технологии с наибольшей пользой для детей. Современная мультипликация является неотъемлемой частью становления личности ребенка, определяя основные направления его социального и культурного развития. В настоящее время мультипликация в образовательном процессе рассматривается как развивающий, образовательный и воспитательный элемент. За время создания мультипликационного фильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой интересной информации. Этот вид деятельности направлен именно на те целевые ориентиры, которые звучат во ФГОС ДО: образовательный процесс должен быть ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими.
По своим развивающим, воспитательным возможностям мультипликационные фильмы близки к сказке, игре, общению; воздействуют на чувства. Эмоции и чувства в мультипликации передаются разными изобразительными средствами: с помощью цветовых решений, музыки, мимики и речи персонажей. Воспринимая сюжет, дети эмоционально реагируют - сопереживают, сочувствуют героям и в воображаемом плане проходят с ними через разные испытания.
Цели нашей проектной деятельности:
развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии у детей 6-7 лет при взаимодействии друг с другом;
развитие речи дошкольников посредством муьтипликации.
Задачи проектной деятельности:
познакомить дошкольников с основными видами мультипликации, уметь различать рисованную, пластилиновую и кукольную виды анимации;
познакомить с основными этапами, с технологическим процессом создания мультфильма;
научить придумывать короткие сюжеты;
освоить различные виды анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и художественных материалов;
- учить определять и различать эмоциональные состояния героев;
- учить передавать свое отношение и эмоциональное состояние;
- формировать навыки связной речи, расширять словарный запас, умение использовать разнообразные выразительные средства речи.
Методы реализации проектной деятельности:
Словесный метод – устное изложение, беседа.
Наглядный метод – показ мультфильмов, презентаций, иллюстраций.
Практический метод – овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации, конструирования.
Репродуктивный метод – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковый метод – дошкольники участвуют в коллективном поиске решения практической задачи: создание и обсуждение сценария, распределение ролей.
Этапы: подготовительный, основной и заключительный этап.
В ходе подготовительного этапа обсудили цели и задачи проекта, сформировали интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Оформили родительский уголок: статьи, консультации, рекомендации по теме проекта. Подобрали наглядно дидактические пособия, демонстрационный материал (для декораций). Провели игру «Угадай эмоцию» для закрепления знаний об эмоциональных состояниях.
Основной этап:
• Знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.
• Знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный, песочной (просмотр мультфильмов).
• Беседы: «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».
• Родительское собрание «Дети и мультипликация».
• НОД «Сочиняем сказки» (сочинение сказок с разными концовками).
• Работа над декорациями к мультфильму, лепка героев из пластилина.
• Съемка, озвучивание и монтаж мультфильмов.
На данном этапе шла работа с малыми подгруппами детей и использовалась простая и доступная техника «Перекладка». Детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки героев на минимальное расстояние (чтобы создать иллюзию движений героев).
Мы создали: рисованную анимацию мультфильм «Дружба»; пластилиновую анимацию «Зимовье зверей» и песочную анимацию «Настроение».
В озвучивании мультфильма участвовали сами дети. Они с большим интересом озвучивали героев. Прослушав свою звукозапись, дети вдохновлялись и с лёгкостью исправляли то, что не получалось.
На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы просматриваем готовые мультфильмы. Анализируем проделанную работу.
В результате проектной деятельности дети:
знакомы с основными видами мультипликации, умеют различать рисованную, пластилиновую, кукольную и песочную виды анимации;
знакомы с основными этапами, с технологическим процессом создания мультфильма;
создают под руководством взрослого фоны, декорации, персонажей из пластилина, бумаги, других материалов;
придумывают короткие сюжеты для мультфильмов;
умеют создавать элементарные виды движений;
участвуют в звукозаписи своего голоса под руководством взрослого, умеют создавать интонационную выразительность образа;
различают и проигрывают разные эмоциональные состояния персонажей;
у детей сформированы основы культуры речи и эстетического восприятия.
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит взаимодействие детей, педагогов и родителей, направленное на эмоциональное и речевое развитие дошкольников. Использование данной деятельности превращает обычную образовательную работу в увлекательную игру. Проект «Эмоциональное и речевое развитие детей с использованием мультипликации» был интересен 100% детей и дал положительный результат в развитии речи у 90% воспитанников. 75% родителей поделились впечатлениями о проделанной работе, которая была им интересна. Мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей, охватывает все образовательные области. Детская мультипликация раскрыла творческий потенциал у 85% воспитанников. Активизировала мыслительные процессы и познавательный интерес у 95% дошкольников. Создание мультфильмов явилось огромным стимулом для детей в преодолении эмоциональных и речевых барьеров, развития связной речи.