Татьяна Кириенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе «Гномики».
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка».
Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
Кириенко Т. Н.
Задачи:
1. Формировать умение детей подбирать соответственно теме факты из личного опыта.
2. Рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа по мнемотаблице.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Рассказывание по теме „Моя любимая игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Упражнять в образовании слов-антонимов.
4. Развивать речь, усидчивость.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважение к труду взрослого человека.
Коррекционные задачи: формировать правильную осанку, развивать монологическую речь.
Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.
Ход занятия
Организационный момент:
Психологический настрой "Подари улыбку"
- Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг и возьмитесь за руки.
-Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Очень любим вместе быть
Добрых слов всем говорить.
После настроя, дети садятся за столы.
Вхождение в тему занятия :
У воспитателя в руках игрушки : рыжий лисенок и черный волчонок.
- Посмотрите, дети, какие симпатичные к нам пришли зверята. Назовите и расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой волчонок? Ответы детей с использовании мнемотаблице – расскажи об игрушке.
- Какого цвета лисенок? (лисёнок рыжего цвета)
- А волчонок какой? Хитрый? (волчонок не хитрый; он злой, простоватый)
- Ребята, по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Давайте подумаем, как наших друзей зовут? (лисёнок Рыжик, волчонок Черныш)
Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а волчонок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, то воспитатель задаёт вопросы.
- Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый, хитрый? (Лисёнок весёлый хитрец)
- Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого волчка? (Маленького глупого волчонка можно назвать малыш, глупыш.)
Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш — ласковое слово, а глупец — обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию. - А вы любите получать в подарок игрушки? (да)
- Кто вам дарит игрушки? (Игрушки нам дарят родители)
- В каком магазине можно, увидеть много игрушек? (Много их увидеть можно в магазине игрушек)
- А у вас дома есть любимые игрушки? (да)
- Из каких материалов делают игрушки? (пластмасса, дерево, ткань, металл)
- Какие бывают игрушки? (Игрушки бывают механические, автоматические, заводные, плюшевые)
- Подберите слова, которые помогут вам выразить ваше отношение к игрушке (любимая, красивая, удивительная, чудесная, забавная, прекрасная, симпатичная, интересная, и т. п.).
- Ребята, кто о какой игрушке хочет рассказать. И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить.
Педагог вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рассказывать о машине.
Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает:
- Ребята, есть ли у вас вопросы к рассказчику, не хотите ли вы еще что-нибудь узнать про игрушку?
Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: «Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине? Большая она или маленькая? Из какого материала твоя машина?»
-Теперь, я предлагаю еще кому-нибудь рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика. Твоя машина из чего сделана? Какого она размера?
Физ. минутка «У оленя дом большой.»
-Теперь, я хочу попросить девочек рассказать о своей любимой кукле. Какая она по размеру, сколько у нее нарядов, есть ли дом у твоей куклы?
- Молодцы, хорошие рассказы у вас получились. А теперь я хочу попросить вас, рассказать о мягкой игрушке. У кого есть любимая мягкая игрушка? Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?
Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.
-Скажите, пожалуйста, как нужно относиться к игрушкам? (бережно, убирать на место, не ломать, чинить). Игрушки надо беречь, т. к. для изготовления одной игрушки уходит много времени и сил разных людей, а труд взрослых нужно уважать. Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему? Рассказы остальных ребят мы послушаем на прогулке или вечером.
- Я очень рада, что вы научились описывать свои игрушки, завершая занятие, я собираюсь выяснить, сможете ли вы назвать слова, противоположные по значению тем, которые я сейчас назову: «Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…»
- Молодцы, я вижу, что вы поняли, что такое слова – противоположные по значению. И будет очень хорошо, если на прогулке вы вспомните и назовете слова, противоположные по значению.
Подведение итогов.
- Итак, о чём же мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
- Правильно, мы рассказали о своей любимой игрушке (идёт перечисление детей выступавших).
- Так же, мы узнали, что такое слова - противоположные по значению.
- Как вы думаете, мы справились с рассказами? (ответы детей)
Мнемотаблица «Моя любимая игрушка»