Елена Чернова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказочный лес» с использованием мнемотехники
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в сказочный лес»
с использованием мнемотехники
Задачи:
Образовательные
- обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях;
- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;
- упражнять в умении составлять рассказы о животных, строить и «читать» простые модели сказок, воспроизводить последовательность действий;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в сказочный лес“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
- углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки;
- совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
Развивающие
- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
- развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок;
- укреплять чувство единства;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: мнемотаблицы, карточки- схемы
Предварительная работа.
1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.
2. Обучение работе по мнемотаблицами.
3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
Ход занятия.
Воспитатель
Приветствие
«Здравствуйте, ты скажешь человеку»
Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй – улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
-Давайте, ребята, поздороваемся с гостями и скажем «Здравствуйте!»
-Ребята вы любите путешествовать? Вы хотите отправиться в сказочный лес?
Если палочкой волшебной
Я взмахну 4 раза
Непременно в лесу сказок
Мы окажемся все сразу
Сосчитаем: 1-2-3-4
Вот мы и оказались в сказочном мире!
Воспитатель:
-Мы с вами попали в сказочный лес. Какое время года в сказочном лесу? (осень)
-Давайте поиграем и вспомним, какие изменения происходят осенью.
-Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы ловить мяч и называть по каким признакам вы догадались, что наступила осень (дети называют)
- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?
(Осенью солнце светит, но греет слабо)
- Что можно сказать про осеннее небо?
(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)
- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).
- Какой ветер дует осенью?
(Осенью дует сильный, холодный ветер.)
- Какими становятся листья на деревьях осенью?
(Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми).
Как называется явление, когда опадают листья? (листопад).
- Куда деваются птицы? Почему?
(Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами).
- Что происходит с животными?
(Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку).
- Как одеваются люди осенью?
(Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты).
- Что собирают люди осенью?
(Осенью люди собирают урожай. Осенью люди ходят в лес собирать грибы).
- А теперь мы с вами немного отдохнем (ритмическая пауза «ТУЧКА»)
Воспитатель
-Мы же с вами попали не в простой лес, а сказочный. Кто же живет в сказочном лесу? Но что мы видим?
(На магнитной доске мнемотаблицы с изображением животных)
- Что произошло? Оказывается, Баба Яга заколдовала животных из сказок. Чтобы расколдовать их, нужно рассказать о животных, используя схемы-подсказки.
Рассказ детей по мнемотаблицам. Смотрите, мы помогли животным и расколдовали их.
Воспитатель
- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки бывают? (авторские и русские народные)
Давайте вспомним сказки, приготовили пальчики
(Пальчиковая гимнастика)
1-2-3-4-5
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Воспитатель:
-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем - к Бабе Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок волшебный найдем.
-Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!
Дыхательное упражнение
Мы шагаем друг за другом
Лесом, лесом, полем, лугом.
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)
Воспитатель:
- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри?
-Баба Яга заколдовала и сказки. Попробуем отгадать, какие сказки здесь спрятаны?
Дети называют сказки, используя мнемотаблицы с графическим наглядным изображением сказок :
Теремок
Курочка Ряба
Репка
Дети кратко рассказывают сказки.
Воспитатель:
- А в волшебном сундучке что-то есть! А что же внутри? (Сюрпризный момент-угощение от животных).
- Ну, а нам пора прощаться
И со сказками расставаться.
Снова палочкой волшебной
Я взмахну 4 раза
В детский садик непременно
Дети все вернутся сразу
Сосчитаем: 1-2-3-4
Вот мы снова в детском саду!