Нурият Алимова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
Рассказывание русской народной сказки
«Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Рассказывание русской народной сказки „Заяц-хвастун“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
-Продолжать знакомить с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера героев;
-Развивать творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
-Расширять словарный запас детей;
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброе отношение к природе, познавательный интерес;
-Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Ход занятия :
Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Перечисляет сказки, не упомянутые детьми. В некоторых случаях дает подсказку, например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). В другой сказке маленький человечек Бабу-ягу перехитрил» («Жихарка»). В третьей – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк»)». Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».
«А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, – продолжает разговор педагог, – книжища – домище – чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (Ответы детей)
Правильно, об очень больших предметах.
Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „ Заяц-хвастун” :
- „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”
Ребята предлагаю вам вместе произнести еще раз эту фразу: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом-ищ. Обращаю ваше внимание на интересную концовку слов: усищи, лапищи, зубищи - должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане? – размышляет педагог. Выслушав ответы детей, читает сказку.
Перед чтением произведения воспитатель читает присказку. Совместно с детьми делает анализ, для чего необходимы присказки?
Затем воспитатель читает произведение. После совместно с детьми делает анализ:
Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан? – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения. (Ответы детей)
А теперь ребята давайте охарактеризуем зайца, каков он? (ответы детей)
Верно! Сначала заяц – хвастун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец, спас ворону от собак.
Чему же учит нас эта сказка? (Ответы детей)
Согласна с вами! Она учит храбрости, взаимовыручке, а также ответственности за свои слова и поступки.
Спасибо вам ребята за вашу чуткость внимательность, умение слушать и вести диалог!