Валентина Горбунова
Конспект занятия по развитию речи в средней возрастной группе «Путешествия по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней возрастной группе.
Провела: Горбунова Валентина Николаевна. Воспитатель высшей категории.
Тема: «Путешествия по временам года».
Цель: Составление творческого рассказа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней возрастной группе „Путешествия по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Задачи: Упражнять в правильном произношении звуков, развивать речевое дыхание.
Формировать умение составлять рассказ.
Словарь: активизировать на основе знаний об окружающем мире, использовать определения, сравнения.
Предварительная работа: разучивание стихотворения М Алибаева «Падают листья», рассматривание картин о временах года : И. Грабарь «Зимний пейзаж»,»Рябинка» ,А Васнецов «Зимний сон» ,С Жуковский м»Свежий снег»,И Остроухов «Золотая осень»,
И. Левитан «Октябрь», «Март», А Саврасов «Грачи прилетели» Чтение произведений о временах года, заучивание пословиц, поговорок, просмотр мультфильма «12 месяцев»
Оборудование и материалы: письмо, картинки с осенними словами, музыка Р. Шумана «Слеза», А. Вивальди «Зима» часть 1, «Лето»,Музыкальная запись голосов насекомых, фишки –солнышки веселые и грустные.
Словарная работа: запасиха, подбериха, крутит, мутит, лыжники, птицы перелетные.
1 Этап деятельности мотивационно-побудительный
Создание сюрпризного момента: письмо под волшебным деревом
Воспитатель приглашает в путешествие, а чтобы узнать куда надо отгадать загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по разному люди зовут,
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер отгадайте….
Дети: находят письмо. Слушают его содержание, Догадываются что это времена года.
2 Этап Организационно поисковый.
Воспитатель: Мы в осенний лес побыстрее пойдем
Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой в пути никуда не свернем
Но чтобы нас лес поскорее достичь, Должны мы подняться по лесенки ввысь.
Обыгрывают ситуацию. Идут по гимнастической лесенке под музыку Р. Шумана «Слеза» и подходят в уголок осень.
На ковре имитация осенней поляны, разноцветные листья, капельки дождя.
Кукла Осень
Предлагает назвать пословицы, приметы осени.
Осень – запасиха, зима- подбериха.
Осень-время собирать урожай.
Цыплят по осени считают.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Называют осенние месяцы.
Словарная работа: запасиха, подбериха,крутит, мутит, лыжники, перелетные птицы.
Задание 1 Д/И «Вспомни и назови приметы осени.
Цель: развивать наблюдательность, активизировать память, обогащать речь.
Вспоминают и рассказывают стихотворение М Алибаева «Падают листья»
Дождику только бы злиться.
Падают листья. Блестят.
На ветки обратно хотят.
Осень тоскливо и мокро.
Так и текут день за днем.
Яркая желтая охра.
Светит холодным огнем.
Физминутка: пальчиковая гимнастика
Меж еловых лап, лап, лап
Дождик кап, кап, кап
Где сучок давно засох –
Вырос мох, мох, мох
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья?
Это – я, я, я!
Задание 2Д/И «Прошагай слова»
Цель: учить разбивать слова на слоги
Дети берут картинки произносят по слогам и делают соответствующее число шагов.
Воспитатель предлагает отправиться дальше в путешествие на полянку времени года Зима.
Дети идут по кругу под музыку А. Вивальди «Зима»
На ковре имитация сугроба кругом разбросаны снежинки
.Кукла в Костюме зимы.
Задание 1 Разминка «Зимой»
Цель : Автоматизация звуков (ж, (з).
Дети идут по кругу в соответствии с текстом выполняют движения.
Мы зимой в снежки играем (лепят и бросают снежками)
По сугробам мы шагаетм (шагают высоко подняв ноги)
И на лыжах мы бежим (движения лыжников)
На коньках по льду скользим. (движения на коньках)
Называют зимние месяцы.
Задание 2 Словесная игра «Доскажи словечко»
Цель : Учить подбирать слова в рифму.
Дети слушают воспитателя и заканчивают фразу.
Тихо,тихо как во сне,
Падает на землю (снег)
А с небес летят пушинки,
Серебристые (снежинки)
На поселок, на лужок сыплет
Беленький … (снежок)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка (снегурка)
На снегу-то,посмотри,
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке,как во сне,
Землю всю укутал (снег)
Задание 3 Словесная игра «Хорошо- плохо»
Цель : учить рассуждать, видеть причинно-следственные связи в природе.
На вопросы воспитателя рассуждают находят хорошие и плохие причины происходящих изменений в жизни птиц.
-Что хорошего в том что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой птицам голодно,нечем питаться, потому что зимой насекомые спят, а в теплых краях бодрствуют круглый год.
Воспитатель спрашивает : Какое время года наступает после зимы? Предлагает отправиться дальше.
Дети называют следующее время года.
Идут по гимнастической лесенки под музыку Ф Шопена «Вальс ля мажор» и приходят в уголок весны На полянке травка, подснежники. Стоит кукла Весна.
Задание 1 Д/И «Назови признаки весны»
Цель: Активизировать словарь глаголами.
Дети рассказывают о признаках весны. Солнце стало пригревать, светит ярче чем зимой.
Начал таять снег, потекли ручьи.
Зазвенела капель, появились первые цветы,начала зеленеть травка.
Задание 2 Упражнение на релаксацию.»нарисуй то о чем говорили»
Цель: Развивать тактильные ощущения.
Дети садятся друг за другом на ковер в круг и на спинке впереди сидящего пальчиком рисуют капель, солнышко, ручеек, цветок.
Задание 3 Д/И «Угадай что звучит»
Цель: развивать слуховое восприятие, активизировать звукопроизношение.
Дети слушают звукозапись голосов насекомых. Отгадывают кто поет, озвучивают.
Задание 4 Д/И «Назови какая, какое?»
Цель :активизировать прилагательные, обогащать словарь.
Дети дают определения словам:
Весна- теплая, красивая, красная, солнечная голубая, бурливая.
Солнышко- теплое, ласковое, яркое, лучистое.
Небо – голубое, весеннее, синее, чистое.
Дети называют весенние месяцы.
Воспитатель обобщает : Вот пришло лето красное.
Жарким стало солнце ясное
Предлагает отправиться в гости к лету.
Дети идут по гимнастической лестнице под музыку А. Вивальди «Лето»
На ковре имитация летней полянки. Стоит кукла «Лето».
Дети называют летние месяцы.
Задание 1 Д/И «Сравни и назови»
Цель: развивать воображение, учить видеть сходство предметов с окружающими вещами.
Дети заканчивают фразу:
Солнце желтое,как (одуванчик)
Солнце круглое,как (мячик)
Солнце ласковое, как (мама)
Солнце румяное, как (блинчик)
Задание 2 Психологический этюд «Зима-лето»
Цель: упражнять в проявлении эмоций.
Слушают воспитателя. Если в предложении говорится о лете (дети показывают карточку веселое солнышко и улыбаются)
Если о зиме – (грустное солнышко и хмурятся.)
Задание 3 Д /И «Подбери пару»
Цель: Учить выделять причинно-следственные связи в природе, уметь их обьяснять.
На столе лежат предметные картинки. Дети устанавливают взаимосвязь между временем года и природой. Объясняют выбор пары картинок.
Весной- прилетают птицы, появляются ручьи….
Осенью- желтеют листья, созревают овощи….
Летом- яркое солнце, много цветов, люди загорают ….
Зимой- падает снег, очень холодно, лепят снеговика.
Воспитатель обобщает путешествие : Мы побывали у всех времен года в гостях.
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети возвращаются в группу.
Воспитатель предлагает придумать рассказ –сказку о всех временах года Она должна быть короткой и законченной,нужно использовать те слова которые запомнили в путешествии по временам года И если это будет сказка то должно быть какое то чудо. Которое должно произойти с травкой, деревом или животным. Дети дополняя друг друга придумывают рассказ-сказку.
Этап Рефлексивно – корригирующий.
Воспитатель подводит итог путешествия Можно ли сказать что какое то время года плохое, а какое то хорошее?
Дети размышляют и приходят к выводу, что все времена года по своему хороши.