Алена Заркуа
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима»
Цели:
-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;
-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;
-активизация словаря по теме;
-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.); беседа о диких животных; рассматривание картинок.
Материал: иллюстрации зимнего пейзажа, снежинки; бумажная снежинка для игры; вырезанные снежинки; песня «Белый Снег».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, в самом начале нашего занятия, я хочу вам загадать загадку. Когда вы ее отгадаете, мы и узнаем тему нашего занятия, Готовы слушать загадку?
Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам. (Зима)
Воспитатель: О каком времени года эта загадка? Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
Дети: Зима в России белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Дидактическая игра «Подбери слова»
Воспитатель: ребята, давайте немного поиграем. Вам нужно подобрать к словам характерные признаки.
(Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные)
Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .
Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие). (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .
Дни (какие). (короткие, холодные, ясные)
Воспитатель: Ребята, а после какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяца? Как вы думаете, пахнет зима?
Дети: морозом, свежестью
Воспитатель: Давайте вспомним характерные признаки зимы.
- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)
Воспитатель: Молодцы, ребята хорошо отвечали, все признаки мы знаем. А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вот снежинки вниз летят,
На дома и на ребят.
Мы на улицу пойдём
И в снежки играть начнём.
Падай снег, веселей!
Будет всё кругом белей.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки- балеринки
Мы танцуем день и ночь
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?
Дети: Снегопад
Воспитатель: Правильно, это явление называется снегопад, посмотрите я покажу вам как выглядит снегопад.
(медленно высыпаю снежинки на поднос)
Воспитатель: Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?
Дети: метель, вьюга
Воспитатель: Правильно ребята, это метель. Давайте мы с вами покажем какая бывает метель.
Дыхательная зарядка «Метель».
(Дети дуют на снежинки и они поднимаются)
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста песенку.
(Звучит песня «Белый снег». Дети слушают мелодию и текст песни.)
Воспитатель: Дети, вам понравилась песенка? Про что она? А песня грустная или веселая? Конечно, песенка довольно веселая, радостная, и снежинки в ней, как белые пушинки, закружились в хороводе…И композитор, который сочинил эту песню, так её и назвал «Белый снег»…
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, где же живут снежинки, и откуда они к нам прилетают? (Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте стихотворение про снежинку:
Села мне на рукавичку
Лёгкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
Воспитатель: Понравился вам стих? Правда, красивый? Дети, а как вы понимаете выражение «нахохлила ледяную спинку?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, означает выражение: «распушила свои лучики ледяные», как будто птичка расправила все свои перышки, и поэтому кажется от этого пушистой, лохматенькой, нахохленной…
Воспитатель: ребята, давайте мы с вами выучим это красивое стихотворение наизусть и вечером расскажем его нашим родителям.
Дети за педагогом повторяют строчки хором и индивидуально.
-Замерла тихонько я, чтоб не улетела… (Эту строчку тоже все проговаривают и вместе и индивидуально)
-Скоро варежка моя станет белой-белой (Эту строчку также повторяют)
Далее педагог читает стихотворение ещё раз. Вызывает ребенка, который хорошо запоминает.
Педагог начинает строчку, ребенок заканчивает. Следующий ребенок самостоятельно рассказывает стих, а педагог подсказывает.