Типец Елена
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гостях у тётушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемый результат:
Через коммуникативную и театрально-игровую деятельность дети научатся владеть основами диалогической формой речи, формулировать ответы, чётко излагая связанные высказывания.
Виды деятельности: игровая, театрализованная, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование:
• детская обучающая программа «Уроки осторожности Тетушки Совы» (ООО «Си Ди Клуб», лицензия МПТР России ВАФ № 77-178,
• ТВ,
• DWD,
• диск с учебным мультфильмом «Уроки Тётушки Совы»,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „В гостях у тётушки Совы“» размещена в разделах
• картинки-пейзажи с изображением осеннего леса,
• сюжеткая картинка «Лесная школа»,
• предметные картинки «Деревья», «Грибы»,
• разрезные осенние листочки, грибы,
• перчаточная кукла ёжик, шапочки зайца, белки, мягкая игрушка совы,
• два лукошка,
• большой красочный конверт.
Учебная ситуация:
Педагог.
- Ребята, сегодня нам почтальон принёс вот это письмо.
Кто его нам написал?
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как ты в руки к нам попал?
Разберёмся… Ой, постойте…
На конверте адрес наш.
А обратный чей? Лесной…
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут зайка, ёжик, белка:
«Будем с вами мы дружить
Вас, друзья, Лесную школу,
(Может быть, слыхали вы,
школу тётушки Совы!»
- Ну что, ребята, отправимся в лесную школу тётушки Совы? (ответ детей)
Ход занятия:
1. Просмотр фрагмента учебного мультфильма «Уроки тётушки Совы».
2. Беседа по вопросам:
Когда начались занятия в лесной школе? (Называют время года.)
Какие предметы осени вы увидели в мультфильме?
А что вам особенно нравится в осеннем лесу? (Добавить картинку с изображением осеннего пейзажа.)
Кто учится в лесной школе?
А чему учит зверей тётушка Сова?
Кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей.)
А как можно назвать всех животных, которые живут в лесу? (Дикие животные).
А зачем детям нужно учиться? (Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится».
3. Работа по сюжетной картинке «Лесная школа».
Чем заняты ученики лесной школы?
Сегодня Сова учит зверят, как подготовиться к зиме.
В лесной школе, как и в любой другой, учитель Сова спрашивает, а зверята отвечают. Или наоборот, зверята спрашивают, а Сова отвечает. Сейчас я буду в роли Совы (педагог берёт игрушку, а вы будете зайчиками и белочками (раздаёт шапочки)
Сова. Осень – сложное для зверей время года: становиться голодно и холодно. Нужно готовиться к зиме.
Диалог № 1.
Зайчик, какая шубка у тебя была летом?
Серая.
А какая будет зимой?
Белая.
Почему ты меняешь шубку серую на белую?
Диалог № 2.
Белочка, какие запасы ты делаешь на зиму?
Орешки, грибы, шишки.
А куда ты положила всё это?
Как называется твой домик?
А ёжик пришёл с корзиной грибов. Как вы думаете, о чём он хочет спросить т. Сову?
(Дети задают вопрос Сове.)
Учебная ситуация:
Вдруг в лесу мы слышим крик птицы (звучит фонограмма). Тётушка Сова улетает на помощь птенцу, который отстал от стаи.
А вам жалко птицу? Что расскажет тётушка Сова птенцу? Педагог. Но кто, же поможет ёжику разобрать грибы в корзинке? Предлагаю отправиться в лес и помочь ежу.
4. Работа над звукопроизношением, этюдный тренаж (этюд «Листочки на ветру». Вывешиваются картинки с изображением осенних деревьев.)
Раздать всем листочки (красные, жёлтые, зелёные, коричневые).
- А вы сами хотели бы побыть красивыми листочками? Ну, тогда превращаемся в них. Закройте глаза. Вот вы и листочки: желтые, красные, зелёные. Живут листочки на могучем дереве. Осеннее солнышко пригревает, листочками очень принято. Но вдруг подул ветерок (ветерок свистит «с-с-с-с», ветер свистит сильнее «с-с-с-с» и качает деревья с зелёными листиками (дети, у которых в руках зелёные листики, изображают листья на ветру, «Дует, дует ветер, дует – задувает, осенние листочки с дерева срывает…», качает деревья с жёлтыми и красными листьями. «И летят листочки, кружат по дорожке, падают листочки прямо к нам под ножки»… Листья кружатся и падают (дети присаживаются).
(Дети поднимаются.) Осенью в лесу очень красиво, много сухих разноцветных листиков под ногами. Идём и произносим, как они шуршат в такт ходьбе «ш-ш-ш-ш», жук ползёт и жужжит «ж-ж-ж-ж». Пока мы шли в лесную школу, у нас испачкалась обувь. Давайте возьмём щётку в правую руку и почистим правый ботинок со звуком «щ-щ-щ-щ», теперь чистим левый ботинок «щ-щ-щ».
5. Задание на классификацию грибов.
Педагог. Вот мы и пришли. В лесу надо вести себя тихо, осторожно, чтобы не спугнуть зверей и птиц, не навредить деревьям и кустам.
А где же ёжик? (Педагог надевает куклу – перчатку Ёжика и берёт корзинку с грибами.)
Ёжик. Ребята, помогите мне разобрать грибы! Какие из них можно съесть, а какие лучше выбросить?
Педагог достаёт из корзинки грибы, и дети раскладывают их в 2 корзины (в зелёную – съедобные, в красную – несъедобные).
Растёт под осиной гриб … (подосиновик,
Растёт под берёзой гриб … (подберёзовик,
Гриб с масляной шляпкой … (маслёнок,
Гриб жёлтенький, как шубка у лисы… (рыжик,
А какой гриб самый крепкий и главный в лесу? (боровик)
Посмотрите-ка, ребята,
Тут лисички, тут опята,
Ну а это на полянке
Ядовитые… (поганки).
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как петрушка
Ядовитый… (мухомор).
Какие грибы съедобные?
А какие грибы несъедобные?
6. Разыгрывание диалогов.
Что мы можем рассказать ёжику о грибах?
Что мы можем ему посоветовать?
Давайте придумаем наш разговор с ёжиком. (Дети надевают по очереди перчаточную куклу и в парах разыгрывают диалоговую ситуация).
7. Подведение итогов
Где мы были сегодня с вами? (В лесной школе)
А как мы помогали ё жику: о чём ёжик спрашивал вас, а что вы ему отвечали?
Чему ещё научила тётушка Сова учеников лесной школы? (ответы детей.)
Почему всем полезно учиться?
А чему мы с вами научились на этом занятии?
8. Рефлексия
Дети, кому было интересно в леечной школе тётушки Совы, прикрепите с помощью магнита на дерево жёлтый листик, а кому скучно – чёрный листик.
Посмотрим, каким сегодня будет наше дерево - золотистым, красивым или чёрным и грустным. (Дети выполняют предложенное действие. Педагог делает заключение.)