Рина Якуба
Конспект занятия «В гостях у Мудрой Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «В гостях у Мудрой Совы»
Цель: Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах нашего края. Учить выделять характерные особенности птиц. Вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к пернатым, желание им помочь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материал: Сова, карточки с изображением птиц, 6 шапочек с птицами для сценки, корм для птиц, папка с коллекцией перьев, семена тыквы и подсолнечника, просо, овёс, пшено,кусочек сала, рябина, калина;стеклянная ёмкость с водой, перья, масло подсолнечное, салфетки, палочка – для опытов.
Ход занятия.
Орг. Момент
-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах нашего Курского края. Мы уже о птицах много знаем. Давайте расскажем гостям стихотворение.
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/сделали крышу над головой/
-Ребята, сейчас какое время года (Зима)
-Правильно, наступила зима. Холодно, идёт снег, деревья сбросили листья и уснули до весны. И на улице стало совсем тихо и грустно. Потому что птицы перестали петь. Ребята, а вы помните, как красиво поют птицы летом. Давайте послушаем
Звучит запись «Голоса птиц»
-Вот как красиво было летом. Может, вы узнали, какие птицы пели?
-Какую птицу вы узнали по голосу (соловей, кукушка)
-Тихо. Ребята, слышите к нам летит какая-то птица?
Звучит запись «Голос совы». Появляется поделка из солёного теста Сова.
-Дети, посмотрите, к нам прилетела Мудрая сова. В народе сову считают самой загадочной и мудрой птицей. Но почему-то она словно каменна.
Посмотрите, сова какой-то свиток принесла. Давайте посмотрим. Сову заколдовала злая ведьма и чтобы сову расколдовать, надо выполнить разные задания. Ребята, поможем Сове?
1. Игра «Угадай по описанию»
1) Это крупная белая птица. Крылья чёрные, ноги и клюв длинные и красные. Вьёт гнездо на деревьях, на столбах, даже на крыше домов. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты)
2)Это красивая маленькая птичка. У неё голова чёрная, щёки белые, спинка зелёная, а брюшко – жёлтое, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые. (Синица)
3)У этой птицы красивое пёстрое оперение. Упёршись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапками, он долбит дерево крепким клювом. Так он достаёт из-под коры насекомых. Его считают лесным санитаром. (Дятел)
2. Игра «Кто как говорит»
Воробей – чирикает
Кукушка – кукует
Ворона – каркает
Утка – крякает
Соловей – поет
Сорока – трещит
3. Игра «Сравни птиц с людьми и животными».
у человека - нос, а у птицы -…. у животных - шерсть, а у птиц -.
У человека - руки, а у птицы -. у кошки - котята, а птицы-.
4. Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей.
5. Игра «Кто чем питается?»
Перед детьми 12 картинок, надо выложить пары:
Цапля – лягушка
Воробей – зерно
Чайка – рыба
Сова – мышь
Дятел – жук
Снегирь- рябина
- Ребята, давайте произнесё м волшебные слова и расколдуем сову:
Эни-бени-рики-таки-фурда-бурда-сентибрякидэу-бэу-краснабэу-бацц!
-Спасибо вам ребята, что вы помогли мне освободиться от злых чар колдуньи.
- Посмотрие, что я вам принесла. Что это (перья)
Расскажите, какие они (белые, пушистые)Молодцы!
- Теперь рассмотрим перо утки через увеличительное стекло. Что вы видите?
(ответы детей)
- Ребята, а когда утка плавает, как вы думаете, почему она не намокает? (ответы (Я думаю, что мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос, проведя несколько опытов)
Опыт 1
- А теперь проверим, правы ли вы. Попробуем опустить перо утки в воду.
- Что произошло с пером? (оно плавает, не тонет)
- Что вы видите на поверхности пера? (покрылось капельками)
- А если его встряхнуть? (капельки упадут) перо сохранило форму, не промокло, как бы оттолкнуло воду. Почему?.
Опыт 2
- А теперь я вам что-то покажу… Подойдите ко мне поближе. Перед нами обычное растительное масло, на котором ваши мамы жарят оладушки. Я покрою свою руку тонким слоем масла. А теперь, Женя, опусти, пожалуйста, одну руку в ванночку с водой. А теперь вынь руку. И я опущу руку, намазанную маслом в ванночку. Посмотрите, что произошло (рука стала мокрой, ….)
- Так почему же перо утки оттолкнуло воду? (ответы) .
Вывод педагога совместно с детьми: перо утки покрыто тонким слоем жира, который отталкивает воду и не дает птице намокнуть.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг, Кря – кря – кря! (Шагаем) .
Пролетел веселый жук, Ж – ж –ж! (машем руками – крыльями) .
Гуси шеи выгибают, Га – га – га! (круговые вращения шеей) .
Клювом перья расправляют (повороты туловища влево – вправо) .
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками) .
Тут петух вдруг закричал - Кукареку! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой) .
Зашептал в воде камыш, Ш – ш –ш! (подняли вверх руки, потянулись) .
И опять настала тишь, Ш – ш -.ш! (присели).
-Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. Ведь если птицы сыты, то им даже сильные морозы не страшны. Потому-то важно сделать кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное.
Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника.
Воробьи – просо, овёс, пшено.
Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины.
У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам намного труднее, чем летом.
А теперь послушайте, какой разговор произошел между птицами.
Сценка «Разговор птиц»
Сорока: Тата-тата-тата!
Что я видела, что слышала!
Ребята птицам сделали прекрасные кормушки,
а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы
пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и конопля в столовой неизмельчёные.
Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи
мозоли на языке.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом
засыпало. До вечера семена раскапывал. Хорошо бы
ребята навес сделали.
Синица: Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить
несоленое. От солёного у птиц животы болят.
Клё ст: Остался голодный, обед ветром сдуло.
Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков?
Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные
семечки?
В. – Вот о чём говорят птицы. Главное, птицам нужно правильную кормушку сделать: с навесом, чтобы защищал от снега, с бортиками, чтобы защищали от ветра (иначе ветер сдует корм) и каждый день угощать птиц кормом. Зимой нам нужно заботиться о птицах, иначе они могут погибнуть от голода.
- Мудрая сова, мы хотим сделать Вам и лесным птицам подарок. Вот эти семена.
- Спасибо. Ну, ребята, мне пора улетать, меня птицы ждут в лесу.
- До свидания!
- А сейчас давайте споём песню, как весёлые воробушки прилетают к нам на кормушку.
Песня «Воробей» В. Герчик
-Наше занятие подходит к концу, и я вам хочу прочитать стихотворение:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
- Берегите птиц!