Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому)

Елена Ерофеева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Способствовать формированию умения связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Обеспечить целостное и эмоциональное восприятие произведения с природоведческим содержанием.

2. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя небольшими предложениями.

3. Активизировать детей на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, мышления, связной речи.

5. Содействовать воспитанию любви к природе, умения слушать собеседника.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Пересказ рассказа „Пришла весна“ (по Л, Н, Толстому)» размещена в разделах

Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.

Оборудование:

Картина Саврасова А. К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка – заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей, портрет писателя Л. Н. Толстого.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

- Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

- Наблюдения в природе.

Ход:

Организационный момент.

Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И. Токмакова)

Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.

Сюрпризный момент.

Воспитатель (незаметно стучит за ширмой):

- Ой, ребята, по-моему, кто – то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить… Угадайте, кто это:

Длинные ушки,

серое брюшко.

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)

- Правильно, это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

- Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

- Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А. К. «Весна»)

- Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

– Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна». Написал его Лев Николаевич Толстой.

(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

«Пришла весна».

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…

Словарная работа.

-Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?

(Наступила весна.)

- А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)

Далее объяснение глагольной лексики путем демонстрации действия.

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла». Берется небольшая емкость под наклоном и в нее вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить». Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением. Педагог уточняет ответы, выставляет опорные схемы на доске.

- Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

- Что делали дети? (Дети бежали.)

- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)

Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом в игру: «Назови ласково».

Лексический материал:

доска - дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.

Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.

– Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна. А наш гость (показать на зайчика) тоже хочет вас послушать.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.

Итог.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

(С произведением «Пришла весна»)

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

- Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.

Воспитатель показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.

Используемая литература:

1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л. В, Козина И. В, Кулакова Т. В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Опорные картинки к рассказу «Пришла весна»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!»Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна» В : Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с заиканием Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому)
Опубликовано: 8 января 2022 в 13:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ерофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД