Валентина Смирнова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Мороз и заяц».
Задачи
Образовательные:
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;
-Учить устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Чтение русской народной сказки „Мороз и заяц“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
-Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Развивающие :
- Развивать память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к коммуникативной деятельности.
Словарная работа
-Активизировать и обогащать словарь детей: одолеть, биться об заклад, во всю прыть, из сил выбился, ловкий, прыткий.
Материал: текст сказки «Мороз и заяц», иллюстрации к сказке, картинки-зайцы на снежной полянке.
Предварительная работа
Чтение русских народных сказок : «Заюшкина избушка», «Теремок», «Рукавичка»; знакомство с игрой «Зайка беленький сидит»; беседы о том, как звери зимуют в лесу; картинки с изображением зайцев на снежной поляне.
Ход занятия
Воспитатель:- Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её.
Все зимой его боятся,
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос.
Ведь на улице…
Дети:- Мороз.
Воспитатель:-
Зимой он в белом, словно снег,
А летом в сером он гуляет.
Он длинноухий и косой.
Скажите, дети, кто такой?
Дети:- Заяц.
Воспитатель:- Правильно, это заяц. Показывает картинку.
- Какого цвета шубка у зайца (серая)
- А зимой какая шубка становится (белая)
-Кто знает, почему заяц к зиме меняет шубку?
-Как зайцу зимой в белой шубке - тепло или холодно? Почему?
-Значит, какая у зайца зимой шубка: теплая или холодная?
-А вы знаете, что зайцы не всегда меняли шубку к зиме. Кто же научил зайца менять летнюю шубку на зимнюю? Сейчас вы это узнаете из русской народной сказки «Мороз и заяц». Хотите послушать? Садитесь удобнее.
Целый день метель метёт,
Сказки добрые плетёт.
Любите, ребята, сказки?
– Вижу, заблестели глазки!
Сказка начинается.
Чтение сказки.
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался :
—Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. Воспитатель:- Как вы понимаете слово одолеть? Что это значит (дети высказывают предположения)
—Не хвастай, Мороз, не одолеешь! — говорит заяц.
—Нет, одолею!
—Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
—Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
—Давай, — согласился заяц.
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает:
-Зайцу тепло, зайцу жарко!
Греет, горит -Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.
Отступился Мороз от зайца :
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!
Подобрел Мороз, решил в знак примирения Зайцу подарок сделать. Подарил ему белую шубку. С той поры все зайцы осенью меняют серую шубку на белую. И им совсем не холодно.
Воспитатель:-
Как вы думаете, на снегу белого зайца хорошо видно? Почему?
Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, на каждой из них спрятались зайчики. Попробуйте их найти.
Дети рассматривают картинки(3-4 шт). Воспитатель просит детей показать зайцев.
Воспитатель:- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Рукавичкой я взмахну,
Вас в зайчат всех превращу.
Были вы ребятами,
Станьте вы зайчатами!
Динамическая пауза «Зайчики»
Жили-были зайчики (Три пальца сжимают в кулак, указ. и средний – ушки)
На лесной опушке. (Разводят руки)
Жили-были зайчики (Три пальца сжимают в кулак; указ. и средний – ушки)
В беленькой избушке. (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)
Мыли свои ушки, (Трут уши)
Мыли свои лапочки, (Моющие движения ладонями рук)
Наряжались зайчики (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)
Надевали тапочки (Показывают, поочередно выставляя ногу на пятку).
Воспитатель:- Рукавичкой я взмахну,
Вас в ребят всех превращу.
Были вы зайчатами,
Станьте вы ребятами!
Садитесь.
Воспитатель:- Вспомните, как называется сказка, которую вы слушали? Вам понравилась сказка? Давайте вспомним её.
-Кого встретил Мороз в лесу?
-Чем хвастался Мороз?
-Заяц испугался Мороза?
- Какой заяц в этой сказке?
- А Мороз какой?
- Что подарил Мороз зайцу?
-Почему зайцы ходят в белых шубках только зимой?
Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Цель: установление причинно-следственных связей, развитие речи.
(воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают)
1) Зайцу было жарко в мороз, потому что…
2) Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…
3)Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…
4) Морозу не удалось одолеть зайца, потому что…
5) Заяц носит зимой белую шубку, потому что…
Воспитатель:- Молодцы! Наверное, после этой сказки и появились пословицы и поговорки:
1.«Силен мороз, а зайца не одолеет». Как вы понимаете эту пословицу (высказывания детей)
2. «Тому мороз не страшен, кто ловок и отважен».
Давайте повторим эти выражения.
Рефлексия
Воспитатель:- Ребята, вам понравилась сказка?
-Вы внимательно слушали сказку. Расскажите, кто вам понравился из персонажей сказки, расскажите почему (ответы детей)
-Кому вы можете рассказать сказку «Мороз и заяц»?