Филимонова Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну вежливых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Уточнять представления детей о правилах вежливого поведения, активизировать в речи «вежливые» слова, которые говорят при встрече, прощании, выражают просьбу, благодарность.
Развивать речь и мышление детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения с товарищами, поддерживать стремление доставлять приятное сверстникам и близким взрослым.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы по теме;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в страну вежливых слов“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
рассматривание картинок, фотографий детей в различных эмоциональных состояниях – радость, веселье, плач, грусть, удивление и т. д. ;
подготовка инсценировки «Капризный медвежонок».
знакомство с символами, изображающими настроение.
Материал: карточки с символическим изображением грустного и веселого настроения: таблички с названиями станций - «Вежливая», «Капризкино», «Дружная», «Радостная»; ширма для кукольного театра, 2 мышки «би – ба – бо»; шапочки для персонажей пьески «Капризный медвежонок, декорации для сценки: пенек, елочка; телевизор в экран которого вставлена картина «Играем в кубики», карточки с «волшебными» словами (спасибо, пожалуйста, добрый день, здравствуйте, всего доброго, добрый вечер, спокойной ночи, благодарю, будьте здоровы, до свидания, пожалуйста.) размером А4, красивый конверт А4 с указанием адресата «Коту Леопольду».
Ход занятия
Мотивация: В детский сад пришло письмо от Кота Леопольда: «Здравствуйте, девочки и мальчики! У меня к вам большая просьба. Помогите, пожалуйста, найти волшебные слова. Я что-то все их растерял и не могу вспомнить, а без них мне очень трудно мириться с моими соседями – мышатами. Жду ответа. Леопольд»
Воспитатель: Как же мы поможем Коту Леопольду? Может быть, отправимся в путешествие на поиски волшебных слов? На чём мы поедем? (предложения детей).
Воспитатель: Хорошо, давайте поедем на поезде. (Дети под музыку едут по кругу, повторяя имя первого ребёнка – паровозика)
Станция «Вежливая»
Воспитатель: Наш поезд прибыл на станцию «Вежливая». Посмотрим, кто живёт на этой станции.
Из-за ширмы появляются два мышонка:.
Мышата: Здравствуйте! (Дети отвечают)
Воспитатель: Встреча всегда начинается с приветствия. Как ещё оно может звучать?
- Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Наши дети знают волшебные слова, но иногда забывают их говорить, а они очень нужны.
Мышата читают стихи:
1. Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день
С добрым утром, добрый день и добрый вечер
Дети повторяют «волшебные слова за мышками»
2. Простите! Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Дети рассказывают, когда надо говорить это слово
3. Эти слова всем известны давно,
Но я повторю их снова
-Добрые люди, будьте здоровы!
Когда можно говорить эти слова?
4. Саша знала слов не мало, но одно из них пропало,
И оно-то как на грех, говорится чаще всех
Это слово ходит следом за подарком, за обедом,
Это слово говорят, если вас благодарят…
Какое это слово?
Дети: Спасибо!
Мышата: Молодцы!
Воспитатель:
Я считаю, что мышата заслуживают аплодисментов. А ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности.
Мышата дарят детям несколько карточек с вежливыми словами. Воспитатель кладет их в конверт, заранее подготовленный для ответа Леопольду.
- Наш паровозик снова отправляется в путь. Паровозик везет нас на станцию «Капризкино».
Станция «Капризкино».
Поезд останавливается на «полянке», дети садятся.
Воспитатель:
Что-то случилось в лесу! Мама-медведица не на шутку расстроена. Узнаем, что случилось?
Сценка «Капризный медвежонок» (инсценируют заранее подготовленные дети)
Мама-медведица идет не спеша, медвежонок от нее убегает, садятся на пенёк.
Диалог Медведицы и медвежонка:
На траву упала шишка, баю-баю, спи, сынишка!
- Не хочу я шишку! -закричал сынишка
Вот тебе, сыночек, аленький цветочек!
- Не хочу цветочек! - закричал сыночек
- Вот тебе грибочек, съешь его, сыночек!
- Не хочу грибочек! – вновь кричит сыночек
Вышла мама за порог, за зеленый бугорок,
Поискать сыночку мёду
(Медведица возвращается, несёт бочонок с мёдом. Медвежонок навстречу бежит, помогает маме, наелся и говорит) :
- До чего липучий мёд, аж глаза слипаются.
Воспитатель: Наелся медвежонок и заснул у мамы на коленях, а медведица нежно и ласково запела колыбельную, усыпляет своего медвежонка, как все мамы на всей Земле своих детей баюкают.
Воспитатель:
Почему же была расстроена мама-медведица?
Что чувствовала медведица, когда медвежонок её не слушался?
Дети: маме грустно, обидно, она не знает, как успокоить своего малыша и предлагает всё, чтобы её малыш не плакал.
Воспитатель. Какой медвежонок?
Дети: Капризный, непослушный, невоспитанный.
Воспитатель: Что можно посоветовать медвежонку?
Дети: - Не кричать, не капризничать, просить вежливо, говорить спокойно.
Воспитатель: Посмотрите на карточки: на них изображено разное настроение. Это какое? А это? Когда медвежонок капризничал, какое настроение было у медведицы, покажите карточкой. А когда малыш успокоился, какое настроение стало у мамы? Покажите символ.
Игра «Покажи какое у тебя настроение» (мимикой). Детям предлагается поиграть в игру: Покажите, какое у вас лицо, когда вы радуетесь, когда обижаетесь, когда сердитесь, когда вам грустно, а дети показывают ее мимикой (3 – 4 эмоции достаточно).
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Наш паровозик снова отправляется в путь.
Дети находят несколько табличек возле елочки, кладут в конверт.
Станция «Дружная».
На ней встречаются только дружные ребята. А вы дружные? Давайте вспомним, наши мальчики и девочки дружат в нашей группе?
Дети: Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
Один, два, три, четыре, пять! Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять! Вот и кончили считать!
Воспитатель. Давайте присядем и понаблюдаем, как играют Саша и Никита (рассматривание картины в экране телевизора) :
«Саша строит гараж для машины. Ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Прибежал Никита
-Я тоже хочу играть с тобой? Разреши, пожалуйста!
Саша: Давай. Ты мне будешь помогать?
Никита: Да!
Саша: Я буду строить гараж, а ты мне будешь возить кубики и кирпичики.
Стали Саша и Никита играть вместе».
Как можно назвать этих мальчиков?
Дети: дружными.
Воспитатель: Как они разговаривали?
Дети: вежливо, спокойно, они договаривались.
Воспитатель: А вы умеете так играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Наш паровозик снова отправляется в путь на станцию «Радостная»
Воспитатель: Когда мы говорим друг другу добрые слова, нам приятно и радостно их слушать. Давайте скажем друг другу добрые пожелания.
. Дети обращаются к друзьям с пожеланиями: Желаю тебе быть умным! Здоровым! Смелым! Послушным! Красивым! Храбрым! Добрым!
Воспитатель: А чего можно пожелать своим родным и близким? Давайте пожелаем им что-то такое, отчего им тоже станет радостно.
Дети: Пусть всегда будут здоровы!
- Пусть у всех будет красивый дом!
- Пусть все хорошо живут!
- Пусть всегда всем дарят цветы! И т. д.
Воспитатель: А какие же слова мы напишем Коту Леопольду?
Дети: перечисляют слова вежливости.
Воспитатель запечатывает конверт и говорит о том, что отправит его сегодня по почте коту Леопольду.