Наталья Кострюкова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в сказку»
Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу.
Задачи:
Речевое развитие.
1. Формировать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Развивать связную речь детей.
Познавательное развитие.
1. Учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
2. Развивать умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
Социально — личностное развитие.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным, умение работать по подгруппам.
Оборудование и материалы: Компьютер, игрушка лисы, декорации (деревья, фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка (для профилактики плоскостопия, скамья, мнемотаблица, разрезные картинки по сказке «Заюшкина избушка».
Предварительная работа:
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»
Пение песен про животных
Рассматривание книг про животных
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных
Чтение потешек «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»
Работа с мнемотаблицами.
Ход ОД:
1. Организационный момент. Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка — птица,
Чуть спугнешь и не найти.
- Дети, вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Знаете куда? В сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки (идём по коррекционной дорожке). А вот представьте, что волшебная река течёт, пройдём по мосту, а теперь по узкой тропинке (приставным шагом). Вот мы и в лесу (звучит фонограмма «Звуки леса», послушайте, как птицы поют.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ой, смотрите, кто-то спрятался за ёлкой. (из-за ёлки виднеется лисий хвост) Чей это хвост? (лисий) Как вы догадались, что это лиса? (у неё длинный, пушистый, рыжий хвост)
Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали. Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют? (лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса - всему лесу краса) А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был бы хвост? (заячий, а если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост? (беличий)
Лиса: Я такая красивая, а кто сможет про меня рассказать?
3. Беседа. - Дети, присядем на пенёчки (стульчики) и давайте попытаемся рассказать про нашу гостью. (беседа проводится с более слабыми детьми, а сильные дополняют)
- Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая)
- Что вы расскажете о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники)
- Расскажите о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)
- Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы)
Воспитатель:
Лисичка, а наши ребята умеют по схемам составлять рассказ о животных.
Мнемотаблицы «Описание животных».
1. Название животного.
2. Где живет:
- в лесу, возле водоема, в море (дикое);
- рядом с человеком (домашнее).
3. Размер, возраст:
- большой (взрослый,
- маленький (детеныш).
4. Цвет меха (белый, черный, серый, коричневый, рыжий).
5. Длина меха:
- длинный;
- средний;
- короткий.
Структура меха:
- гладкий;
- волнистый.
6. Длина и форма хвоста:
- короткий;
- длинный;
- колечком;
- пушистый.
7. Размер и форма ушей:
- большие;
- маленькие.
Форма ушей:
- круглые;
- овальные;
- треугольные.
8. Чем питается?
9. Какую пользу приносят человеку, природе?
Дети, вы будете составлять рассказ о лисе. Внимательно слушайте друг друга, потому что будете продолжать рассказ.
(1-2 ребёнка рассказывают)
Лиса – это не домашнее животное, а дикое. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост - большой и пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса выкармливает их молоком. Лиса – хищное животное, которое добывает себе еду: мышей. Она ловит мышей, может поймать зайца, птицу.
Лиса: а вы только обо мне умеете рассказывать?
Воспитатель : нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.
(1-2 ребёнка рассказывают)
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест траву, кору деревьев.
- Почему заяц меняет цвет своей шерсти?
5. Физминутка.
-Дети, лисичка хочет с вами поиграть.
Как у наших у зверят
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топание ногами.)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)
А как пустятся бежать — (Бег на месте.)
Никому их не догнать.
- Мы с вами поиграли, а сейчас поиграем с язычком. Лисичка, слушай — это про тебя.
Чистоговорка
Са — са — са: под кустом сидит лиса.
Су — су — су: смотрим на лису.
Сы — сы — сы: хвост пушистый у лисы.
Се — се — се: знаем сказку о лисе.
6. Моделирование сказки.
Воспитатель:
- Молодцы, дети. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка)
Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика Как называется эта сказка?. (Заюшкина избушка)
- Вот мы немного отдохнули, а сейчас, лисичка, наши дети расскажут сказку про тебя. (присаживайтесь)
По телевизору дети смотрят слайд -шоу.
Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Каждая фигура определённого цвета. Разными цветами обозначены герои этой сказки. Назовите героев сказки (лиса, заяц, собаки, волк, медведь, петух). Как вы думаете, кто каким цветом обозначен (Лиса — оранжевым, заяц — белым, собаки — черным, волк — серым, медведь — коричневым, петух — красным). Эта схема поможет вам рассказать сказку.
Расскажите, как можно начать сказку? (Пересказ сказки)
Лиса: - Дети, Разбойники испортили наши фотографии. Помогите нам с зайчиком их восстановить.
7. Игра с разрезными картинками. «Склеим фотографию для лисы и зайца»
- Две команды собирают разрезанные на 6-8 частей картинки главных героев этой сказки и наклеивают их на листок картона (склеивают фотографию).
- Ну, а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса! (Возвращаются по массажным дорожкам).
8. Рефлексия.
1. Дети, про кого сегодня мы составляли рассказ?
2. Кому вы расскажете об этом?