Сокольцова Марина
Конспект занятия по развитию речи «Краденое солнце» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Краденное солнце»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков с-ш, формировать четкую дикцию, регулировать силу голоса; продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове. Учить правильно, выполнять движения в соответствии с текстом;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Краденое солнце“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- «Краденое солнце» К. И. Чуковский
- «Краденое солнце». Конспекты
- Темочки
2. Развивать умение составлять короткий рассказ- загадку по картинке, используя модели, учить составлять сложные предложения, работать над формированием грамматического строя речи;
3. Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей отзывчивость, сопереживание к героям сказки «Краденое солнце». Воспитывать вежливость, культуру общения, умение выслушивать друг друга.
Оборудование: картинки: воробей, зайчики, ежик, медведь, крокодил. Воздушный шарик, конверт с письмом, набор карточек с картинками животных для формирования направленного выдоха, макет солнышка, лучики. Картинки на звук «с». Модели для составления загадок.
Предварительная работа:
Ознакомление со сказкой К. Чуковского «Краденое солнце»
Ход занятия:
Воспитатель:
Организационный момент (Дети становятся в круг)
Встанем все в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно:
Здравствуй левая рука,
Здравствуй правая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй наш веселый круг!
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? (осень) Да, наступила поздняя осень. Посмотрите в окно, солнышко совсем не светит и от этого всем становиться грустно. Давайте позовем солнышко.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Солнышко»
«Солнышко, солнышко.
Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
(Раздается стук, влетает воздушный шарик на нем конверт с письмом.)
Воспитатель: От кого же нам письмо? Не подписано оно! А чтобы нам узнать нужно загадку отгадать:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это (Солнце.)
Воспитатель: Ребята, кто-то прислал нам письмо. Давайте прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я прошу вас о помощи, злой Крокодил Солнце в небе проглотил! Наступила темнота не ходи за ворота! Кто на улицу попал, заблудился и пропал! Вы сможете помочь вернуть Солнышко, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Герои сказки «Краденое солнце»
Воспитатель: Вы готовы к путешествию? Вы хотите отправиться в гости в сказку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в сказку.
«Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немного поиграть».
Воспитатель: А на чем мы можем отправиться?
Дети: На машине, автобусе, поезде.
Воспитатель: А приходилось вам путешествовать на облаках?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ну, что же, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на облаках!
«В облака мы превратимся,
Высоко мы все помчимся,
Чтоб увидеть с высоты,
Деревья, травы и кусты!»
Воспитатель: Но, чтобы наши облака полетели, нам нужна помощь ветерка:
«Песенка ветерка»
Мы подуем высоко: ш-ш-ш (встаём на носочки).
Мы подуем низко: с-с-с (присесть).
Мы подуем далеко: ш-ш-ш, (встать)
Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).
Воспитатель: Полетели! (Дети проговаривают чистоговорки)
Чистоговорки:
Са-са-са – вижу я леса.
Су- су - су- тихо осенью в лесу.
Са-са-са – вот бежит леса.
Си – си - си – в пруду живут караси.
Лес –лес-лес – полон сказок и чудес!
Воспитатель: а вот и сказка «Краденое солнце»
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто это тут на веточке плачет?
Дети: воробей
Воспитатель:
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
Воспитатель: Ребята поможем воробью собрать зернышки в корзинку! Но зернышки не простые, это слова на звук «С».
Игра «Собери слова в корзинку» (дети собирают кружочки с картинками и называю слова на звук «С») (берут лучик солнца и прикрепляют к солнышку)
Воспитатель: Но не только воробышку плохо без солнышка.
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Воспитатель: Давайте с зайчиком поиграем, тогда найдем еще лучик.
Игра «Закончи предложение»
• У зайца хвост короткий, а уши …
• Заяц пушистый, а ёжик …
• Ёж маленький, а медведь …
• Медведь живёт в берлоге, а белка …
• Заяц летом серый, а зимой …
У лисы – лисята, а у волка -, у зайца -, у медведя -, у ежа-
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с заданием. (берут лучик солнца и прикрепляют к солнышку)
Воспитатель и дети двигаются дальше и встречают Ежа.
Воспитатель:
Ежик, ежик,
Ты нам помоги.
Как помочь нам Солнышку, скажи?
Ежик: Давайте сначала поиграем! А то что-то скучно мне без солнышка.
«Вышли на полянку,
Сели все в кружок
Угадай картинку,
Милый мой дружок».
• Игра «Отгадай загадку».
Правило игры: Упражнение на формирование направленного длительного выдоха. Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанный тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками.
Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам и подуйте на нее так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы дети не надували щеки).
Хочется ли вам узнать у кого какая картинка? Показывать картинки нельзя, но про них можно рассказать (составление загадки по модели).
Воспитатель: Посидели – поиграем – мы разминку начинаем!
Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик»
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке, и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Воспитатель: Спасибо, Ежик за игры, но нам пора идти дальше! (берут лучик солнца и прикрепляют к Солнышку)
Воспитатель:
Днем зверята веселятся,
Днем зверята все резвятся,
Так как весело при свете,
Это знают даже дети!
А наступит темнота –
Звери, прячьтесь кто куда!
Воспитатель: Что же делать, как нам быть. Как нам солнце воротить? Ребята, а вы помните, кто в сказке помог вернуть солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель: Побежали скорее к медведю в берлогу,
Позовем мы его на подмогу!
Воспитатель: Попросим Мишку нам помочь?
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти,
И тогда оно опять
Будет на небе сиять!
Медведь. Не ту меня силы без Солнышка, сон всё одолевает. Лучше разбудите меня, сон прогоните.
Игра «Большой - маленький»
- Ребята, как вы думаете, медведь какой? Значит все предметы у него какие?
- А Маша? (маленькая)
- Давайте назовём эти предметы
У медведя – ложка, у Маши – ложечка;
У медведя – тарелка, у Маши – тарелочка;
У медведя – стул, у Маши – стульчик;
У медведя – кровать, у Маши – кроватка;
У медведя – стол, у Маши – столик;
У медведя – чашка, У Маши - чашечка.
У медведя – корзинка, У Маши - корзиночка.
У медведя – книга, У Маши - книжечка.
У медведя – диван, У Маши - диванчик.
Воспитатель:
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
“Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!”
И ответил крокодил:
- Всё, что я проглотил,
Я обратно отдам вам с радостью!
Я не вредный не злодей
Очень я люблю детей
Вы меня не обижайте
И со мною поиграйте!
Воспитатель: Ребята оказывается крокодил, проглотил солнышко от обиды ему одиноко и грустно. Поиграем с крокодилом?
Игра «Разбудим Солнышко» (дети прикрепляют лучи и говорят, какое Солнышко : теплое, ласковое, доброе, приветливое, золотое, круглое, лучистое).
Воспитатель: Мы все – ребята и зверята – победили зло, вернули Солнышко. Когда вместе, дружно, любое дело по плечу. Пусть светит солнышко, цветут цветы, радуются люди, звери и птицы. На этом наше занятие окончено. Все дети сегодня отвечали правильно и были молодцы.