Теплых Елена
Конспект занятия по развитию речи (в соответствии с технологией «Ситуация») по теме «Профессии»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи (в соответствии с технологией «Ситуация»)
Тема: «Профессии»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: создать условия для развития связной речи, обогащению словаря и грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи (в соответствии с технологией „Ситуация“) по теме „Профессии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- актуализировать знания детей о профессиях людей;
- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Профессии»;
- закреплять знания о структуре текста описательного типа;
- семантике слова и предложения;
- учить составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему;
- продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений;
- учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
- упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже, глаголов будущего времени.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать поисковую деятельность;
- развивать умение вести диалог и монолог;
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, уверенности в своих силах;
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности и общении.
- воспитывать интерес к миру профессий и желание подражать людям той или иной профессии в игре.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла» схема для составления описательных рассказов (количество по наличию столов); описательный рассказ о профессии штукатур-маляр; напечатанное слово «штукатур-маляр»; мяч.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
Педагог проводит личностно-значимую беседу, которая приведет их к теме образовательной ситуации.
- Ребята, закройте глаза. Хочу проверить ваше обоняние.
Воспитатель дает понюхать халат (фартук) повара.
- Чем пахнет данная вещь? (Ответы детей)
- Открывайте глаза. Что это? Кому может принадлежать халат, если он пахнет пищей? (Ответы детей)
-У Д. Родари есть стихотворение «Чем пахнут ремесла». Сейчас послушаем его, но сначала ответьте, пожалуйста, на вопрс: что такое ремесла?
2. Актуализация знаний и умений
- Правильно. Раньше профессии называли ремеслами. Поэтому стихотворение «Чем пахнут ремесла» на современном языке звучало бы … («Чем пахнут профессии»).
Воспитатель читает вслух стихотворение Д. Радари «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Беседа по стихотворению
- О каких профессиях говорится в стихотворении? (Булочник, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, крестьянин, рыбак). (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, все ли профессии нужны или есть ненужные профессии? (Ответы детей)
- Когда вы вырастите, каждый из вас обучится какой-то профессии. Сейчас поиграем в игру «Кем ты будешь?» (Ответы детей)
Дидактическая игра «Кем ты будешь?»
- Я бросаю мяч каждому, а вы отвечаете, кем хотите быть. Например, я буду воспитателем, потому что люблю детей.
3. Затруднение в ситуации
- Ребята, посмотрите: на столе разные предметы. Как их можно назвать одним словом? (инструменты). Эти инструменты перепутали дети из младшей группы. Им всего 2-3 года. Давайте им поможем рассортировать инструменты, сыграв в игру “Кому, что нужно для работы?”
Вызванный ребенок выбирает инструменты, принадлежащие лишь одному человеку той или иной профессии. (Доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп)
Среди прочих инструментов присутствуют валик, малярная кисть, шпатель.
- Вы затрудняетесь в названии этих инструментов? Человек какой профессии пользуется ими? (Ответы детей)
4. «Открытие» нового знания
- Сейчас я прочитаю рассказ, а вы постараетесь узнать эту профессию по описанию.
Рассказ
Специалист окрашивает любые поверхности, нуждающиеся в покраске, – будь то стены, полы в здании, газовые трубы или забор, мебель или корабли.
Он наносит краску (или наклеивает обои) на уже подготовленную поверхность, а если есть небольшие дефекты, сам их исправляет: зачищает следы старой краски, заделывает шпатлёвкой неровности и т. п. Окрашивают поверхности с помощью кистей, валиков, краскопульта и др. инструментов. Если стены решено оклеить обоями, применяют специальный клей, кисти и валики. Штукатурка – это выравнивание и декорирование поверхностей с помощью специальных смесей.
Это то, с чего начинаются отделочные работы в только что построенном здании. А малярные работы можно назвать завершающим этапом отделки. Штукатурные и малярные работы тесно меж собой связаны, поэтому часто их проводит один и тот же специалист.
Беседа после прочтения
- Как же называется описанная в рассказе профессия? (Ответы детей: штукатур-маляр)
- Посмотрите как выглядит это слово. (демонстрация печатного слова)
- Какие слова вам помогли догадаться? (Ответы детей: штукатурка, штукатурные и малярные работы) Чем пахнет маляр в стихотворении Д. Радари?
- Какие инструменты использует штукатур-маляр? (Ответы детей: шпатель, кисть, валик).
- Хорошо. Какой рассказ вы сейчас прослушали? (Ответы детей: описание)
- Что характерно для описательных рассказов? (Ответы детей: вводное предложение, описание предмета, заключение: оценивание предмета)
- А что отсутствовало в нашем рассказе? (Ответы детей: вводное предложение)
- Верно. В нашем рассказе отсутствовало вводное предложение. Давайте попробуем его составить. (Ответы детей: «Эта профессия называется штукатур-маляр»).
- Ребята, помогли мы малышам? А что мы сделали для этого? (Ответы детей:)
5. Включение нового знания в систему знаний
- А сейчас всех прошу пройти и сесть за столы. У вас на столах картинки с изображением профессии и схемы для составления описания о профессиях людей.
- Пробуем составить описание по предложенной схеме и выступить перед ребятами.
Выступают 2-3 ребенка.
6. Осмысление (рефлексия)
- Чем сегодня занимались?
- Кому помогли?
- Что было сложным?
- Какие знания вам пригодились?