Юлия Ломакина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (описание картины) с использованием ТРИЗ «Зайцы в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по составлению описательного рассказа по сюжетной картине «Зайцы в лесу» с использованием ТРИЗ.
Цель: подготовка детей к составлению описательного рассказа по картине.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение внимательно рассматривать картину;
• учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине.
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивающие :
• развивать умение выделять конкретные объекты, изображенные на картине;
• развивать умение описывать предметы по схеме;
• упражнять в составлении описательных рассказов от 1-го лица;
• расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Зима», «Дикие животные зимой».
Воспитательные:
• воспитывать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• воспитывать внимательное и вдумчивое отношение к предметам изобразительного искусства,
• прививать умение слушать не перебивая.
Предварительная работа: разгадывание загадок о диких животных, о птицах, о зиме; проведение дидактической игры «Назови какой?», «Живое- неживое», «Друг- враг» (выстраивание взаимосвязи между объектами, «Назови где находится?».
Словарная работа: беляк, подшерсток, гумно, хищный, добыча
Методические приё мы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»; дидактические игры: «Назови какой?», «Живое - неживое», «Подзорная труба», «Фотографирование», «Угадай, где находится?», «Друг - враг», «Вхождение в картину», «Живые картинки», «Превращение в объект на картине».
Материалы и оборудование: картина «Зайцы в лесу», схема «Живое - неживое», бумага для рисования и цветные карандаши (по количеству детей, маски зайцев (2 штуки, маска совы, маска с изображением травы, белое покрывало, покрывало охристого цвета, маска «Солнышко», маска «Тучка»
Ход:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам я принесла необычную и волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Картина поведает много интересного вашими голосами. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба» (индивидуально) в сочетании с игрой «Назови какой?» (фронтально)
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети наводят подзорную трубу на один любой объект на картине и назвать его : заяц 1, заяц 2, сова, снег, поле, солнце, земля, небо, ёлка, дерево, лес, снег (дети называют предметы не повторяясь, при этом им выдается бумага для рисования) В помощь детям для поиска предметов предлагается схема «Объекты: живые - неживые» ( Живые: люди, растения, грибы, насекомые, звери, птицы, рыбы. Неживые: объекты неживой природы: небо, тучи, солнце, снег, погодные явления ( у нас: мороз, снегопад, вид местности ( у нас: поляна в лесу, предметы рукотворного мира: стог сена) Воспитатель после называния предмета одним ребенком, просит всех детей назвать синонимичные слова, например:
Зайца слева можно назвать косой, беляк, а еще он какой? Посмотрите, он видит приближение хищной птицы?
Дети: неосторожный, невнимательный, бездумный, безрассудный.
Зайца справа можно тоже назвать косой, беляк,а еще он какой?
Дети: внимательный, чуткий, зоркий, глазастый, всегда начеку, бдительный, всевидящий, недремлющий, держащий ухо востро, настороженный…
Игра «Фотографирование» (работа за столами)
Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, у себя на листах ( примеры объектов: два зайцы, сова, небо, снег, солнце, береза, лес, ель, трава, стог сена, поле)
Воспитатель: - Все изобразили названный предмет? Теперь кого я назову, тот человек прикрепляет свою картинку - «фотографию», туда, где этот предмет расположен на картине.
Игра «Угадай, где находится?»
Дети проговаривают, куда прикрепляют (на переднем плане, слева, … и что или кого прикрепили.
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой, сложите ладошки.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (воспитатель быстро перечисляет все объекты, начиная с главных, выкладывая картинки в два ряда)
Игра «Друг-враг».
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? (соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (зайцы – друзья, вместе пришли полакомиться сеном, зайцы и сова - враги, сова- хищная птица, может съесть зайца, трава и снег друзья, снег укрывает траву от мороза, мороз и снег – друзья, снег не тает при морозе, а наоборот образуется, солнце и снежные тучи – враги, тучи не дают солнцу выглянуть).
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой.
Физкультминутка (Дети встают в круг)
Солнечный мой лучик
Прыгни на ладошку (Дети протягивают ладошки, воспитатель направляет луч от зеркальца на ладошки детей)
Солнечный мой лучик,
Маленький, как крошка,
Прыг на носик, на плечо (дети закрывают ладонями нос и плечи)
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет
Щечки теплым лучиком
Нежно согревает.
- Молодцы, как хорошо погрелись под лучами солнышка, о котором так мечтаем зимой. Вы почувствовали его тепло?
Театрализованная игра «Вхождение в картину»
Воспитатель: - Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Посмотрите, какие у меня есть маски: Заяц 1, Заяц 2, сова, трава, дерево, снежная тучка, дает покрывало охристого оттенка (стог сена) и белого (снег). Вокруг себя вы покружитесь и в картину превратитесь.
Воспитатель выборочно наряжает детей и просит занять свое место, как на картине.
Воспитатель: - Ребята, вы находитесь в картине, а какие звуки вы слышит? (шум леса, скрип снега и шуршание сена лапками зайцев, шум крыльев и уханье совы)
-Какие запахи ощущаете? (пахнет ёлочкой, лесом, сеном, снегом).
-Молодцы, сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
Игра «Живые картинки»
-А сейчас, используя карточку - схему, каждый расскажет о себе.
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку». Вокруг себя мы покружились и в картину превратились.
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе. Ты предмет живой или неживой природы? Тебя можно увидеть, какой ты? Как ты пахнешь? Какой ты на ощупь? Тебя можно услышать? С кем ты дружишь на картине? Что ты делаешь на картине? Какое у тебя настроение. Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. А теперь…вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились.
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина. Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. В следующий раз мы можем составить большой интересный рассказ. А может быть, кто-то уже готов составить рассказ?
Рефлексия. Рефлексия проходит в виде описательного рассказа по картине с использованием знакомого детям плана описания картин (название, кто и что изображено, на каком фоне и настроение от картины)
Дети, вы согласны, что картина вам многое о себе рассказала вашими голосами? Что вам больше всего понравилось на занятии?