Ирина Дробязкина
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей подготовительной группы «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей подготовительной группы
«Поможем Федоре»
Цель:
Развивать познавательные способности, связную речь.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей подготовительной группы „Поможем Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода;
Продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная);
Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение;
Формировать умение составлять описание посуды, используя схему;
Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).
Ход занятия:
Воспитатель. Отгадайте, ребята, загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь- разобьюсь». (посуда) (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, а теперь посмотрите на предметы на этой картинке и скажите, какой предмет лишний? (Утюг.) почему?
Воспитатель. А сейчас я загадаю вам загадки о посуде. Вы отгадайте их и скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная).
При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон.
Один разрезает,
Другая хватает,
Обоим в тарелке
Работы хватает. (Нож и вилка -столовые приборы.)
На огне я стою,
Еду вкусную варю. (Кастрюля –кухонная посуда.)
Новая посуда, а вся в дырках (Дуршлаг, решето –кухонная посуда.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник- может быть заварочный и кухонный.)
Этюд «Закипающий чайник»
Воспитатель. Представьте себе, что вы- пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться.) И вот – нет терпения! Кипит, вода из носика валит! (Слышится свист.) Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»
Воспитатель (показывает сборник произведений К. И. Чуковского.) В какой сказке Корнея Ивановича Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? Почему посуда убежала от Федоры? В сказке ожило много посуды, назовите ее, а кто может, напомните строчки из сказки. (Ответы детей.) Как посуда может проучить Федору? Придумайте свои ответы. Верно, ребята, так посуда и сделала. Она вымылась в ручейке и превратилась в сказочный лес. Давайте попробуем представить себе, как он выглядит. (Рассматривает с детьми плоскостные формы разной посуды и выкладывает сказочный лес. Например: деревья, у которых стволы – стаканчики, крона – блюдце. Елочки – вилки. Пеньки – перевернутые кастрюли. Озеро – большое блюдо. Грибочки – бокальчики, а сверху –блюдца. Бугорок с травой – дуршлаг со вставленными в него соломинками для коктейлей.)
Воспитатель. Вся посуда в этом лесу чистая, гладкая, блестящая, а Федорина посуда…
Дети. Грязная, ржавая, расколотая…
Воспитатель. Хотите ей помочь? Волшебный ветерок перенесет нас Федоре. Физкультминутка «Сказочный ветерок» (Под медленную. спокойную музыку дети встают, кружатся, «летают». «приземляются».)
Воспитатель. А вот и Федорин дом. А где же посуда? Закройте глаза и откройте их, если услышите ее звук. ( Слышатся звуки: гудок автомобиля, звук музыкального инструмента, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю. Дети открывают глаза.
Воспитатель. А вот и Федорина посуда, грязная да неумытая. Давайте, ребята, поможем Федоре стать добрее, придумаем волшебные слова (надевает платок Федоры).
Дети. Эй, Федора! Эй, эй, эй! Будь, Федора, ты добрей!1, 2, 3,4,5 выходи свою посуду ты искать!
Федора (добреет)
Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду и любить, и уважать.
Помогите, мне, ребятки, поухаживать за ней.
Пантомима «Мытье посуды»
Воспитатель- Федора говорит, а дети изображают.
Федора.
Мы почистим тебя песочком, Дети трут кулаком о ладонь, поочередно
Окатим тебя кипяточком, поднимают руки, делают круговые движения
Вытрем тебя полотенечком. руками, поднимают руки в стороны- вверх.
И ты будешь опять,
Словно солнышко, сиять.
Федора. Спасибо вам, ребята, проходите в дом, накроем стол скатертью, поставим самовар, расставим посуду. Выбирайте по одному предмету из посуды, расскажите о нем, опираясь на схему- модель. ( схема-модель: цвет, форма, размер, материал, из которого изготовлена посуда, ее функция).
(На маленьком сервировочном столике расставлена и разложена посуда. Дети подходят, выбирают предмет, который им нравится, и рассказывают о своем предмете, например: «Я поставлю чистый, прозрачный, гладкий, твердый, холодный, хрупкий стакан цилиндрической формы, из него можно пить»).
Федора. Молодцы, ребята. А сейчас, приглашаю вас на чаепитие с вареньем да печеньем.
Итог занятия подводится во время чаепития. Дети рассказывают, что запомнилось, понравилось. Воспитатель зачитывает окончание сказки, написанное писателем.