Лихачева Оксана
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»
Возраст детей: 6-7л
Цели:
совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение в составление описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; в построении грамматически правильно построенных предложений;
- закреплять умение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;
- закреплять умение в образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного;
- закреплять умение в согласовании в речи существительные с числительными;
- закреплять умение в образовании уменьшительной формы существительных;
- активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;
Развивающие задачи :
- развитие навыка словообразования;
- совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления;
Воспитательные задачи:
-воспитание внимательного, бережного отношения к птицам.
-воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.
Оборудование: макет дерева, плоскостные фигурки птиц, магнитофонная запись с пением птиц, конверты и карточки с заданиями, мнемокарточки.
Ход НОД
Организационный момент:
(в группе развешаны силуэты птиц, стоит макет «Чудо-дерево» на нём прикреплена игрушка Совунья. Звучит аудиозапись голоса совы.)
В. : Ребята вы слышите эти звуки? (Совунья зовёт. Подходят к дереву с Совуньей и находят в дупле записку)
В. : Сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, что произошло?
«Дорогие ребята, пишет вам Весна- красна. Пришло моё время прийти к вам после долгой зимы. Отправились со мной в дорогу, к родным местам и наши пернатые друзья- птицы. Но Зима уходит медленно, с большой неохотой уступает место и напоследок решила напроказ-ничать. Заколдовала птиц и у них пропали голоса. Помогите мне их расколдовать, выполните задания, которые Зима разложила в пять конвертов и спрятала в вашей группе. Нужно найти конверты с заданиями, выполнить их, начиная с конверта под №1 и тогда злые чары исчезнут»
В. : Ребята,что делать? (поможем птицам)
В. : Какой конверт нам надо найти? (дети ищут конверт с цифрой 1)
Основная часть:
В. :Внутри первого конверта карточки со схемами, что с ними делать? (с их помощью составить рассказ про птиц). А о какой птице нужен рассказ Зиме? Ведь их так много.
В. :Посмотрите,может в конверте ещё есть подсказка. (достают из конверта листок)
В. :Теперь понятно, нужно разгадать загадку о птице, и рассказать о ней.
1. Всех перелётных птиц черней чистит пашню от червей? (Грач).
Расскажите ребята о граче, а карточки-схемы вам помогут. Когда прилетает, как выглядит, чем питается, где живёт.
2. Нам часто слышится в леску между ветвей «Ку-ку, ку-ку». Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка). Что вы знаете о кукушке? (рассказ детей).
3. На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер. На крыльце поёт отец- он и летчик и певец. Кто это?
(Скворец. Рассказ детей о скворце).
В. : Ребята, как вы думаете, справились мы с первым заданием? Теперь ищем конверт с какой цифрой? (цифрой 2, дети находят конверт, в нем карточки птиц и птенцов)
В. : Как думаете, что надо сделать в этом задании?
Игра «Назови детёныша».Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Птенца грача называют грачёнок, а если птенец не один- грачата
скворец-скворчёнок, скворчата;
кукушка-кукушонок, кукушата;
аист- аистёнок, аистята;
стриж-стрижёнок, стрижата;
лебедь-лебедёнок, лебедята;
журавль-журавлёнок, журавлята;
утка-утёнок, утята.
В. : Задание выполнено. Ищем конверт с какой цифрой. (три. Дети находят конверт, в нем карточки с изображением птиц, у которых выделена часть тела).
-Что надо сделать в этом задании?
Игра «Скажи, какой, скажи какая». Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.
В. : Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля-у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
В. : Вы просто молодцы! Какое задание идём искать дальше? (под цифрой четыре. Дети находят конверт, в нем карточки с изображением косяка перелётных птиц, на одной карточке изображение перечёркнуто)
В. :Какая странная картинка. Догадываетесь, что она означает? (Зима хочет,чтобы мы поиграли в игру «Улетает- не улетает»)
Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
В. : Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, остановиться и присесть. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру)
В. : Ребята, пора искать следующий конверт, с какой цифрой (пять. Дети находят конверт, в нем карточки с птицами, по 5 на каждой).
-Что требуется в этом задании? (пересчитать птиц). Хорошо мы все считаем, сколько их – всегда мы знаем
Игра «Весёлый счёт». Согласование в речи существительных с числительными
Один соловей, два соловья, три соловья, четыре соловья, пять соловьёв (ласточка, лебедь, грач, стриж, цапля)
В. : Сколько заданий мы уже выполнили? (пересчитываем конверты, их пять)
В. : Выполнили все задания. Неужели у нас ничего не получилось, мы где- то ошиблись выполняя задания и не помогли птицам? Что- же ещё сделать? (предположения детей)
- Давайте порадуем птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.
Звучит аудиозапись с голосами птиц
В. : Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли Весне расколдовать птиц. Послушайте вы узнаёте их голоса? (звучат голоса грача, кукушки, дятла, лебедя, цапли, соловья, ласточки, дети отгадывают голоса птиц)
В. : В. : Какая из этих птиц не улетела на зиму в тёплые края? (Не улетела дятел, Совунья потому что это зимующая птицы.)
- Какие птицы остались на дереве? (На дереве остались перелётные птицы.)
В. : Посмотрите Совушка за деревом, ещё одну записочку спрятала. Как вы думаете, что на этот раз нам хочет она сказать (берегите птиц, не разоряйте гнёзда, не стреляйте в птиц)
Рефлексия:
В. : Ребята вам понравилось помогать птицам? Какое задание выполнять вам понравилось больше? А какое задание вам показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злой Зимы.