Елена Бурьянова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.
Задачи:
1. Способствовать эмоциональному восприятию художественного произведения, подвести к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.
2. Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека.
3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках.
4. Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.
Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к сказке.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение сказки К, Д, Ушинского „Слепая лошадь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошади. Литература и стихи для детей о лошадях
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Организационный момент.
[/b]
Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Мотивационный период:
Ребята, отгадайте загадку:
«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,
Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД КНИГА)
- А где живут книги? (в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД БИБЛИОТЕКА, КНИЖНАЯ ПОЛКА, КНИЖНЫЙ МАГАЗИН)
- А у нас в группе есть книжная полка, на которой хранятся книги? (подходим к полке)
- Ребята, посмотрите, какие книги здесь есть? (сказки, стихи, рассказы….)
- Кто из вас скажет, кто пишет книги? (писатели).
- Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД К. Д. УШИНСКОГО)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.
- Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?
Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна», «Бишка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского. А еще специально для вас я принесла еще несколько книг Ушинского. Подойдите к столу. Давайте их рассмотрим. Кто умеет читать, то можете прочитать, как они называются.
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕТСКИМИ КНИГАМИ)
Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг у нас сегодня. И я их вам все обязательно потом прочитаю. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой.
О ком в ней пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят.
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка.
Это – резвая …
Дети: Лошадка.
Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.
Физкультминутка:
Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)
Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.
Я копытом постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, прокачу (легкий бег)
Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)
Цок - цок – цок (кружатся на месте)
Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).
Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С устаревшими словами по очереди)
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.
Воспитатель: О ком этот рассказ?
Дети: О слепой лошади.
Как звали главного героя? (Догони-Ветер)
Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?
Дети: Любимой лошадью.
Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?
Дети: На него напали разбойники.
Воспитатель: Кто спас Уседома?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?
Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.
Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.
Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
Дети: Прогнать его со двора.
Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер?
Дети: Одиноко.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»? (Одиночество - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)
Воспитатель: Чему же учит нас этот рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).
Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти?
Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.
Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.
Воспитатель: Как, вы думаете доброту можно потрогать?
Можно ли попробовать на вкус?
А можно ли ее увидеть?
А в чем ее можно увидеть? (в поступках, действиях, чувствах).
-Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)
(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕРЕВОМ ДОБРА).
Творческая деятельность: «Дерево Добра».
Воспитатель обращает внимание детей на дерево Добра.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вам сделать дерево Добра. Обратите внимание на дерево. Чего у него не хватает? (листочков).
Ребята, так как мы сегодня будем делать дерево Добра, то я предлагаю вам сделать не обычные листочки, а листочки – сердечки.
Каждый из вас будет по очереди подходить к доске и говорить, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники. По одному предложению. Потом берете свой листочек – сердечко и вешаете его на дерево (воспитатель, включает песню: «Дорогою добра»).
Посмотрите, какое красивое дерево Добра у нас вами получилось.
Итог:
- С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?
-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).
- Чему научило вас это произведение?
Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Спасибо всем. Вы были сегодня все молодцы