Вероника Пичужкина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные и их детёныши» с применением синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние животные и их детеныши».
Цель – научить детей пересказу рассказа «Два Козлика» К. Д. Ушинского, опираясь на картинки (цветные мнемотаблицы). Научить составлять детей синквейн. Продолжить развивать артикуляционный аппарат и обогащать словарный запас детей. Развить связную речь детей и их коммуникативные навыки.
Ход занятия:
1. Подготовительный этап :
Темочки:
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Воспитатель: дети, давайте вспомним с вами, какие животные называются домашними? (Ответы детей). Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы постарайтесь угадать, про кого мы сегодня будем учиться рассказывать.
«На мостке, упершись лбами,
Час стоят, на горе маме.
Вот упрямые ребята!
Назовите их – … (козлята)».
Воспитатель: Молодцы дети, быстро разгадали загадку! А теперь послушайте рассказ, который написал Константин Ушинский для детей. Называется рассказ «Два козлика».
2. Выразительное чтение воспитателем без предупреждения детей о последующем пересказе (для обеспечения целостного восприятия текста).
«Рассказ К. Д. Ушинского «Два козлика».
Два упрямых козлика встретились однажды на узком мостике через ручей. Обоим сразу перейти ручей было невозможно. Одному можно было вернуться назад, дать другому дорогу и обождать. «Уступи мне дорогу» - сказал один. «Вот ещё! Я первым взошёл на мост. Пяться назад!» – отвечал другой. «Нет, брат! Я старше тебя, и не мне уступать дорогу. Ни за что»! Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но мост был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
3. Беседа по тексту с детьми. Работа над языком произведения (образность).
Воспитатель задаё т вопросы :
- Ребята, вы послушали рассказ, о ком он? ( Дети : «Мы послушали рассказ о козлятах»).
- А где встретились козлята в этом рассказе? ( Дети: «Козлята встретились на узком мостике через ручей»).
- Они могли оба перейти ручей одновременно? ( Дети: «Нет. Обоим сразу перейти ручей было невозможно»).
- Что нужно было сделать козлятам, чтобы перейти через мостик? ( Дети: «Одному нужно было вернуться назад, дать другому дорогу и обождать»).
- Козлята так поступили? ( Дети: «Нет, ни один из Них не хотел уступать другому»).
- Дети, что сказал один козленок? ( Дети: «Уступи мне Дорогу»).
- Что ответил другой козленок? ( Дети: «Он казал: «Вот ещё! Я первым взошел на мост. Пяться назад!»).
- Первый козленок так и поступил? ( Дети: «Нет. Он сказал: «Я старше тебя, и не мне уступать дорогу. Ни за что!»)
- Что же произошло дальше? ( Дети: «Козлята столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но мост был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду».)
- Какими были козлята? ( Дети: «Они были упрямыми и не умели уступать друг другу»).
4. Повторное чтение рассказа воспитателем с предупреждением о последующем пересказе. На доску вывешиваются картинки (цветные мнемотаблицы).
5. Вызвать 2- 3 детей для пересказа текста с опорой на картинки по желанию. Спросить у детей, чей рассказ им понравился больше.
Физкульминутка
Потрудились, отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Как-то беленький козёл
В огород поесть зашёл (Идём,
Посмотрел по сторонам –
Есть еда и здесь и там (повороты,
Под копытами трава (Идём,
А над головой листва (поднять голову вверх,
Наклонись - капусту кушай (наклон туловища,
А вверху – большие груши (тянемся вверх на носочках).
6. Составление синквейна с детьми как подведение итога занятия.
- А теперь вместе с вами мы составим необычное стихотворение - «синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти нерифмованных строк и написано оно по определенным правилам. Я буду задавать вам вопросы и записывать ваши ответы, посмотрим, какое стихотворение у нас получится. Итак, я говорю первую строчку нашего синквейна :
Козлята
- Какие они были в рассказе?
Дети: «Упрямые, глупые».
- Что делали козлята в рассказе?
Дети: «Шли, столкнулись, упали».
- Какие поговорки и пословицы люди придумали про упрямых?
Дети: «На упрямых воду возят. Будь прям, да не будь упрям. Ты ему вдоль, а он поперек».
- Как можно сказать про козлят другим словом. Кто они?
Дети: «Дети козы».
- Вот что у нас получилось:
«Козлята.
Упрямые, глупые.
Шли, столкнулись, упали.
Будь прям, да не будь упрям.
Дети козы».
Вам понравилось самим составлять синквейн? Будем ещё сочинять такие стихи? Вы большие молодцы и можете теперь отдохнуть.
Использованная литература: Н. В Нищева "Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7лет)", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2017 г.