Савич Любовь Алексеевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР по теме: «Домашние животные»; «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР
на тему: «Домашние животные»
подготовила
учитель - дефектолог
Садовникова Надежда Федоровна
Чебоксары
2016 год
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР по теме: „Домашние животные“; „Овощи“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Закреплять обобщающее понятие «домашние животные». Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»
-Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие :
-Развивать речевую активность детей, артикуляционную моторику.
-Развивать внимание память мышление зрительное восприятие
Коррекционно- воспитательные:
-Воспитывать внимание к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.
-Воспитывать умение слушать педагога.
Оборудование:
Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей.
Лексический материал:
Слова – предметы: кошка, котята, собака, щенята, корова, телята, коза, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята.
Слова – признаки: домашние.
Слова – действия: мяукать, лаять, мычать, блеять, ржать, хрюкать.
Ход занятия
I. Оргмомент
Соберемся дети в круг –
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы друг другу,
Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
II. Основная часть
Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
Загадка
Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягонькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
Дефектолог: От кого они бегут, знаете, детишки?
Дети: (от кошки).
Дефектолог: «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»
Д/игра «Кто спрятался?».
Дефектолог: (показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».
Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».
Дыхательная гимнастика.
«Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу». Вспомним, какие звуки произносят животные.
Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражания:
«Собака загавкала – (гав-гав).
Корова замычала – (му-му).
Лошадь заржала – (иго-го).
Коза замекала – (ме-ме).
Овца заблеяла – (бе-е-е).
А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)».
Как всех этих животных можно назвать одним словом?
Дети: «Это домашние животные».
Дефектолог: «Почему они так называются?»
Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».
Дефектолог:- «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».
Артикуляционная гимнастика.
А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку». (улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).
Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Я лошадка Серый Бок,
Цок – цок - цок,
Я копытцем постучу,
Цок - цок,
Если хочешь – прокачу!
Цок - цок.
Дефектолог: А теперь всем тихо встать.
Физкультминутка
«А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Наша кошка потянулась
Раз нагнулась, два нагнулась,
Лапы в сторону развела-
Видно, мышку не нашла.
Чтобы мышку поймать,
На лапочки надо встать
Дефектолог:А теперь мы с вами будем играть в д/ игры:
Д/игра «Назови детенышей» (работа на ноутбуке)
У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.
У кошки - …. (котята)
У собаки - …. (щенята)
У коровы - ….(телята)
У козы - … (козлята)
У овцы - (ягнята)
У лошади - (жеребята)
У свиньи - … (поросята)
Д/игра «Отгадай, что это за животное».
Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.
Сторожит, грызет, лает. Кто это? (собака)
Мяукает, ласкает, царапается. (кошка)
Хрюкает, роет землю. (свинья)
Ржет, бегает, скачет. (лошадь)
Блеет, бодается. (баран)
Мычит, жует, ходит, дает молоко. (корова)
Д/игра «Назови ласково».
А сейчас покажем домашним животным какие мы все ласковые и назовем всех животных ласково.
Дети: собачка, кошечка, лошадка и. т. д.
Дефектолог:-Домашним животным очень приятно. Молодцы, ребята!
III. Итог занятия
Дефектолог: «Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»
Дети: «Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!»
Дефектолог: Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР
на тему: «Домашние животные»
учитель - дефектолог
Савич Любовь Алексеевна
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
-Закреплять обобщающее понятие «домашние животные». Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»
-Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие :
-Развивать речевую активность детей, артикуляционную моторику.
-Развивать внимание память мышление зрительное восприятие
Коррекционно- воспитательные:
-Воспитывать внимание к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.
-Воспитывать умение слушать педагога.
Оборудование:
Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей.
Лексический материал:
Слова – предметы: кошка, котята, собака, щенята, корова, телята, коза, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята.
Слова – признаки: домашние.
Слова – действия: мяукать, лаять, мычать, блеять, ржать, хрюкать.
Ход занятия
I. Оргмомент
Соберемся дети в круг –
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы друг другу,
Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
II. Основная часть
Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
Загадка
Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягонькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
Дефектолог: От кого они бегут, знаете, детишки?
Дети: (от кошки).
Дефектолог: «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»
Д/игра «Кто спрятался?».
Дефектолог: (показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».
Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова.».
Дыхательная гимнастика.
«Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу». Вспомним, какие звуки произносят животные.
Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражания:
«Собака загавкала – (гав-гав).
Корова замычала – (му-му).
Лошадь заржала – (иго-го).
Коза замекала – (ме-ме).
Овца заблеяла – (бе-е-е).
А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)».
Как всех этих животных можно назвать одним словом?
Дети: «Это домашние животные».
Дефектолог: «Почему они так называются?»
Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».
Дефектолог:- «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».
Артикуляционная гимнастика.
А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку». (улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).
Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Я лошадка Серый Бок,
Цок – цок - цок,
Я копытцем постучу,
Цок - цок,
Если хочешь – прокачу!
Цок - цок.
Дефектолог: А теперь всем тихо встать.
Физкультминутка
«А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Наша кошка потянулась
Раз нагнулась, два нагнулась,
Лапы в сторону развела-
Видно, мышку не нашла.
Чтобы мышку поймать,
На лапочки надо встать
Дефектолог:А теперь мы с вами будем играть в д/ игры:
Д/игра «Назови детенышей» (работа на ноутбуке)
У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.
У кошки - …. (котята)
У собаки - …. (щенята)
У коровы - ….(телята)
У козы - … (козлята)
У овцы - (ягнята)
У лошади - (жеребята)
У свиньи - … (поросята)
Д/игра «Отгадай, что это за животное».
Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.
Сторожит, грызет, лает. Кто это? (собака)
Мяукает, ласкает, царапается. (кошка)
Хрюкает, роет землю. (свинья)
Ржет, бегает, скачет. (лошадь)
Блеет, бодается. (баран)
Мычит, жует, ходит, дает молоко. (корова)
Д/игра «Назови ласково».
А сейчас покажем домашним животным какие мы все ласковые и назовем всех животных ласково.
Дети: собачка, кошечка, лошадка и. т. д.
Дефектолог:-Домашним животным очень приятно. Молодцы, ребята!
III. Итог занятия
Дефектолог: «Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»
Дети: «Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!»
Дефектолог: Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по теме : «Овощи»
Цель: Уточнение и расширение знаний по теме «Овощи»
Задачи:
1. Образовательные
Продолжить знакомство на полисенсорной основе с овощами, формировать понятие овощи, фрукты, группировать по способу их употребления.
Формировать умения самостоятельно применять свои знания на практике.
2. Коррекционно-развивающие :
Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов; пространственной ориентировки.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям, уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование: иллюстрации: овощи, фрукты; муляжи овощей и фруктов; д/и «Вкладыши»; д/игра «Проложи дорожку»; фасоль; картинки: овощи, кастрюля, салатница, аудиозапись музыки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.
Пройдет на свое место тот, кто отгадает загадку.
Загадки:
Круглая, а не месяц, Летом - в огороде
Жёлтая, а не масло Красный, красный толстячок
С хвостом, а не мышь. Солнцу выставил бочок.
(репа) Ты ищи его на грядке,
Он играть не любит в прятки.
(помидор)
Свежие, зелёные
А зимою - в бочке
Крепкие, солёные. (огурцы)
Сидит девица в темнице, Без окон, без дверей,
Коса на улице. Полна горница людей.
(морковь) (огурец)
Сто одёжек, а все без застёжек.
(капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет. Сверху зелено, Я важный и сочный,
Кто его раздевает- внизу красно, У меня красные
слезы проливает. В землю вросло. щёчки.
(лук) (свекла) (помидор)
За кудрявый хохолок
меня из норки приволок.
на ощупь - гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(морковь)
Дефектолог: Пройти и сесть на то место, где лежит картинка твоей отгадки.
(На столах разложены иллюстрации овощей)
Сообщение темы занятия.
Дефектолог: Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить об овощах.
Дефектолог: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядках.
Дефектолог: Ребята! К нам в гости пришёл Клоун и принёс конверт с заданиями. Он сам не может справиться с ними, давайте поможем ему.
Дети: Поможем!
II. Работа по теме.
1. Д/ игра «Четвёртый лишний».
Дефектолог: Ребята, определите какая картинка лишняя.
Морковь, свекла, огурец, яблоко
Кабачок, редька, капуста, груша.
Редис, помидор, малина, картофель
Дефектолог: Почему? Где растут овощи?
Дети: Лишнее яблоко (груша, малина, потому что оно- фрукт (ягода, а остальные – овощи. Фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках.
2. Д/ игра «Вкладыши».
Дефектолог: Подберите по форме, цвету недостающие части овощей. Назовите овощ, цвет, форму, геометрическую фигуру.
Дети: Это помидор он красного цвета имеет круглую форму, вставил геометрическую фигуру прямоугольник.
Релаксация (звучит спокойная музыка).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Все чудесно расслабляется…
-Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать…
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
-Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
3. Игра «Собери все предметы».
Дефектолог: Ребята, Клоун нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Клоуну собрать все овощи.
(Овощи разложены в игровом уголке группы, надо найти и собрать их. Среди овощей - фрукты.)
Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:
- Я собрал морковь, свеклу, потому, что это – овощи.
Дефектолог: Где ты нашёл овощ?
Дети: Я нашёл морковь на ковре. (под стулом, возле, между)
Дефектолог: Почему не всё собрали?
Дети: Мы не собрали яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.
4. Группировка предметов по назначению.
На магнитной доске – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, салатницы.
Дефектолог: Ребята отберите овощи, из которых вы сварите суп и овощи, из которых можно сделать салат.
Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая – на салат.
Дефектолог: Объясните свой выбор.
Дети:
- Из капусты, помидор, огурцов, редиса можно сделать салат. Их можно есть в сыром виде.
- Из капусты, картофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.
Зрительная гимнастика.
Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху назрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева - свекла, справа- клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва.
Закружилась голова.
Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слёг (закрывают глаза)
5. Д/игра «Проложи дорожку».
На пособие изображены справа- морковь, яблоко, свекла. Слева – капуста, кабачок, груша.
Дефектолог: Соедините дорожкой из фасоли овощи.
Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо, овощи.
III. Итог.
Д/игра «Чудесный мешочек».
Дефектолог: Назовите овощ и опишите его, скажите, где растет.
Дети: Морковь - оранжевая, форма- конус, вкусная, сладкая. Растёт на грядке в огороде.
Дефектолог: Ребята, у Клоуна задания закончились и он очень доволен тем, как мы выполнили все его задания. Молодцы! Он вам предлагает попробовать вкусный витаминный салат из моркови.