Нафисет Шумахова
Конспект занятия по развитию речи «В мире сказок дедушки Корнея»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
Вспомнить с детьми названия и содержание его произведений, побуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Учить понимать смысл образных выражений в загадках.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В мире сказок дедушки Корнея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Побуждать детей проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи. Развивать мышление, память, речь, воображение. Воспитывать у детей устойчивый интерес к книге.
Побуждать желание самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Словарная работа: сказочный персонаж, писатель, фарфоровые чашки, «в три ручья», «нечистый трубочист».
Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям и загадкам на слайдах, кукла Фея Сказок, игрушечный крокодил, телефон-игрушка, костюмы, «Муха-Цокотуха» (для ребенка); костюм «Мойдодыр», (для взрослого); мешочек с атрибутами к сказкам «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Муха-Цокотуха», чайные чашки, вырезанные из бумаги, разрезные картинки с изображением посуды; аудиозапись музыки для релаксации, аудиозапись «жужжание мухи».
Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского, оформление выставки книг писателя, разучивание отрывков из сказок, загадок К. И. Чуковского, динамических пауз; изготовление атрибутов к костюмам Муха- Цокотуха, Мойдодыр.
Звонит телефон.
Ребенок берет трубку: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: (хором) Слон Ребенок: Откуда?
Дети:От верблюда.
Ребенок : Что вам надо?
Дети: Шоколада (Кладет трубку.)
Воспитатель: Ребята, как называется это стихотворение? (Телефон).
Вновь звонит телефон Воспитатель: (поднимает трубку) Кто говорит?
(Голос из трубки) Федора из «Федорино горя»
Воспитатель: Что Вам надо?
Федора : У меня случилась беда, посуда разбилась моя.
Помогите ее починить, обещаю всегда ее мыть.
Воспитатель: Ребята, что случилось с Федориной посудой? Почему так произошло? Поможем бабушке? Но сначала ребята давайте разомнемся.
Физминутка «Посуда»
(Упражнение на координацию речи с движением, закрепление в речи знаний
относительных прилагательных)
Вот большой стеклянный чайник, Надули животик: одна рука на
Очень важный, как начальник. поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки, Потянулись, руки вверх, сомкнуть над
Г олова на тонкой ножке. головой.
Вот пластмассовый поднос. Руки вытянули вперед, в стороны,
Он посуду нам принес. опустили.
Игра «Собери посуду»
(Дети складывают разрезные картинки с изображением посуды и называют ее) Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Федоре, она уже поняла к чему приводят неряшливость и лень.
Звучит аудиозапись «Жужжание мухи»
Фея Сказок : Дети, вы слышите этот звук? Как вы думаете, какому сказочному
персонажу К. И. Чуковского он принадлежит?
Дети: Мухе-Цокотухе.
Фея Сказок : Хотите ее оживить?
(Пока звучит музыка, ребенок надевает крылья и усы).
- Дети, закройте глаза и возьмите в руки волшебную палочку, взмахните ею и произнесите про себя волшебные слова, которые вы знаете, для того, чтобы Муха- Цокотуха ожила. Чувствуете, как она села вам на одну ногу, встряхните ею. Теперь села на другую ногу, встряхните. Полетала муха и села на одну руку, другую. (Дети поочередно встряхивают руками). Открывайте глаза, вот и наша именинница. ‘
Ребенок: Я -Муха-Цокотоха,
Позолоченное брюхо
Я сегодня жду гостинца,
Я сегодня-именинница.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы с ребятами хотим угостить тебя чаем, присаживайся.
Дыхательная гимнастика
(Воспитатель и дети берут в руки чашки, вырезанные из цветного картона, над которыми виден пар из прозрачной бумаги).
- Сели ровно, спинку держим прямо, взяли в руки чашки, вдохнули носом, плечики не поднимаем (рука воспитателя вверх) -раз, задержали дыхание- два, выдох ртом (рука вниз) -три.
( Дети выполняют упражнение под счет воспитателя: раз, два, три.) Муха-Цокотуха благодарит за чай и предлагает детям отгадать загадки Корнея
Чуковского.
(Отгадки появляются на экране, после того, как дети угадывают загадку). Маленькие домики Я одноухая старуха,
По улице бегут, Я прыгаю по полотну.
Мальчиков и девочек И нитку длинную из уха,
По улице везут. (Машины) Как паутинку, я тяну. (Иголка).
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо- Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок).
Фея Сказок : Спасибо, Муха-Цокотуха за загадки. Дети, вас порадовала встреча с героями сказок? Чему нас учат герои этих сказок?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Дети читают стихи.
Мы Чуковского все знаем, Всех Чуковский рассмешит,
С детства раннего читаем. Позабавит, удивит.
Сказки, песни для детей И покажет ребятишкам,
Писал дедушка Корней. Как добру учиться в книжках!
Фея Сказок : Дети, Корнея Чуковского называли «детским праздником». Читайте его сказки и они принесут вам радость.
- Повернулся, улыбнулся, засмеялся Крокодил
И злодея-Бармалея, словно муху, проглотил! («Крокодил»)
- Жил да был крокодил, он по улицам ходил.
(«Крокодил»)
(Дети называют сказку, в которой встречается крокодил, на экране появляется
слайд с иллюстрацией к сказке.)
Фея Сказок : Молодцы, ребята угадали все сказки. А как вы думаете, почему одним из главных героев своих сказок Чуковский сделал крокодила?
Дети: (отвечают, высказывают предположения, угадывают).
(Открывается дверь и в группу влетают брюки. Воспитатель берет в руки брюки) Воспитатель: Ой, ребята из какой сказки вещи убежали от мальчика?
Дети: Из сказки «Мойдодыр»
Входит Мойдодыр Мойдодыр: Кто меня звал? Я - Великий Умывальник Дети: продолжают Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник И мочалок Командир!
Воспитатель: Ребята, Корней Чуковский был настоящим выдумщиком и фантазером, придумывал забавные имена. Вслушайтесь в звучание слова Мой-до- дыр. Из каких слов оно состоит? (Ответы детей).
Мойдодыр: Молодцы, ребята, хотите я вам расскажу, как появилась сказка про меня? Однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как ревет в три ручья его маленькая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал :
Надо, надо умываться По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам- Стыд и срам! Стыд и срам!
Мойдодыр: Дети, а среди вас нет таких грязнуль, которые не умываются?
Я люблю чистоту и порядок, я принес с собой мешок с потерявшимися вещами из сказок К. И. Чуковского. Вы поможете мне навести в нем порядок, вернуть вещи в свои сказки.
Игра «Мешок с потерявшимися вещами»
(Дети делятся на 4 команды и раскладывают предметы возле книг с данной
сказкой.)
Атрибуты Сказки
Мыло, полотенце, мочалка. Зубная щетка. «Мойдодыр»
Тарелка, кастрюля, ложка, блюдце. «Федорино горе»
Градусник, шприц, вата, фонендоскоп. «Айболит»
Чашка, самовар, мед, баранки. «Муха-Цокотуха»
(Мойдодыр благодарит детей и уходит.)
Фея Сказок. Вижу любите вы книжки,
И девчонки и мальчишки.
Все же я не очень верю И сейчас я вас проверю.
Воспитатель (держит в руках куклу Фею Сказок)
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
В гости к дедушке Корнею Приглашает всех вас Фея Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Дети: (перечисляют сказки, на экране появляются слайды с иллюстрациями из этих произведений).
Воспитатель: Ребята за что вами любимы сказки дедушки Корнея?
Дети: Они смешные, забавные, веселые, поучительные Воспитатель: А вы знаете, что сказки Корней Иванович писал не всегда, они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил». У Корнея Ивановича заболел сын. Он вез его домой в ночном поезде и, чтобы хоть как-нибудь облегчить страдания мальчика, под перестук колес стал рассказывать :
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил по- турецки говорил, - Крокодил, Крокодил Крокодилович.
Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.
(Воспитатель показывает детям игрушечного крокодила) Воспитатель: Ребята, героем многих произведений К. И. Чуковского был крокодил.
Игра «Угадай-ка»
- Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами
И сушеными грибами. («Путаница»)
- Бедный крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»)
-Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил. («Мойдодыр»)
- И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне галоши,
И мне, и жене, и Тотоше». («Телефон»)
- А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его ‘
Не огонь горит,-
Солнце красное. («Краденое солнце»)