Елена Шайкина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Познакомить детей с музыкальными инструментами.
2. Систематизировать знания детей по классификации музыкальных инструментов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В мире музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать речь детей, умение четко выражать свои мысли.
4. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
5. Воспитывать умение слушать товарищей.
Предварительная работа:
Знакомство с музыкальными инструментами, чтение русской народной сказки «Репка», выбор музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки, разучивание песни «Во кузнице».
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, музыкальные инструменты : барабан, трещотка, маракасы, бубен, колокольчик, деревянные ложки.
Ход занятия:
Дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! (дети повторяют)
Здравствуй, небо голубое!
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной карте, но есть там где любят музыку. Это страна музыкальных инструментов. Ну что, отправляемся в путь?
(Дети шагают под марш и бегут на носочках) – Зашагаем дружно в ногу, бодрый марш поможет нам. Дальше узкая дорожка, здесь бежим мы на носочках.
Слайд 1
Воспитатель: Вот мы и пришли. Смотрите, это наш мини-музей музыкальных инструментов! Музей - это храм науки и искусства, место где занимаются собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов. В нем нельзя трогать экспонаты. А в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, рассматривать экспонаты, играть с ними, а также слышать как звучит каждый инструмент. Давайте назовем музыкальные инструменты.
Дети: Называют музыкальные инструменты, представленные в мини-музее
(барабан, бубен (ударный муз. инструмент, начинает звенеть когда человек ударит или встряхнет его, маракасы (ударно-шумовой инструмент, издающий при потряхивании характерный шуршащий звук, ложки (игровой комплект от 3 до 5 ложек, звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков, колокольчик, саксофон (духовой инструмент, обладает полным и мощным звучанием, пианино, трещотка (народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши) и т. д)
Воспитатель Ребята, вы знаете, что музыка и музыкальные инструменты возникли очень давно. Ученые установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с повседневной жизнью. Женщина напевала, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков. Главным элементом был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения вовремя работы. С помощью трещотки и барабана, например, можно четко передать ритм танца, певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Поэтому сначала появились ударные инструменты. Позже люди заметили, что громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они и стали первыми музыкальными инструментами. Их делали из самых разных материалов: костей животных, кожи, тростника и даже раковин.
Слайд 2
Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
• Дудка и флейта из кости
• Труба из ракушек
• Барабан из шкур животных
• Трещотка из камня, древесины
Люди использовали музыкальные инструмент, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности, как объекты для общения.
Слайд 3
Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определенную музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите музыканта, но не одним словом, а предложением: «На гитаре играет гитарист» (Воспитатель демонстрирует картинки с изображением инструментов : гитара, пианино, скрипка, труба, барабан, ложки, балалайка)
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, вы знаете что музыкальные инструменты можно разделить на 3 группы : ударные (звук извлекается ударом или тряской, духовые (звук извлекается с помощью воздуха, струнные (источником звука является колебание струн).
Слайд 5
Игра «Домики для музыкальных инструментов».
На земле у каждого свой дом,
Хорошо, уютно в нем.
У собаки – конура, у лисички – нора
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну а в этих домиках живут музыкальные инструменты. Давайте каждому поможем найти свой дом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли инструментам найти свои домики.
Физкультминутка. Под музыку наши предки играли в различные игры и одна из них «Золотые ворота». Давайте поиграем.
Слайд 6-12
Загадки:
1. Кто в оркестре вам поможет, сложный ритм стучать он сможет. Ритм любой из разных стран. Ну, конечно, …. (барабан)
2. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит. А всего-то три струны ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка? Ну, конечно ….(балалайка)
3. Звучит сигнал, на бой зовет, вставай, солдат, она поет. (труба)
4. Он похож на погремушку, только это не игрушка. (маракас)
5. Звенит струна, поет она, и песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, а инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем….(гитарой)
6. За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко, на красивых, ярких …. (ложках)
7. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять и подуть в нее слегка – будет музыка слышна. Подумай минуточку. Что же это? (дудочка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали все загадки. А вы знаете, что инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики.
Слайд 13
Давайте вместе с ними расскажем сказку «Репка». Надевайте костюмы и выбирайте инструменты.
Воспитатель читает сказку, а дети ее озвучивают. (Дедушка –барабан; Бабушка – трещотка; Внучка - бубен; Жучка– ложки; Кошка – маракасы; Мышка - дудочка)
Слайд 14
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о разных музыкальных инструментах по отдельности, но когда они собираются вместе, что получится?
Дети: Оркестр
Ребята, хотите сыграть в оркестре?
Выбирайте инструменты по желанию.