Елена Куликова
Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи.
Образовательная:
Познакомить детей с былиной, ее необычным складом речи, с образом Ильи Муромца. Развивающая :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет „Чтение былины „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развивать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц. Активизировать употребление прилагательных.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к художественной литературе
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей
Активизация словаря:
- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем.
Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А. Н. Нечаева, портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит, карточки с изображением с предметов современной одежды.
Ход занятия
Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)
- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)
- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от врагов.
- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.
Мы отправимся с вами в те времена, когда нашу страну Россия называли Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (потому что русские люди защищали свою родину)
- У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.
А давным –давно все было по-другому. Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.
- Кто изображен на ней? (богатыри)
А зовут их: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
- Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?
Ответы детей.
Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?
- Во что одеты богатыри?
Ответы детей (шлем, кольчуга)
- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами).
- А какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Силач, воин, борец)
- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)
Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен, о каких его подвигах вы знаете.
Краткие рассказы детей.
- Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?
-Ответы детей (из сказок, рассказов).
Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним жанром устного народного творчества-жанром былины.
Былины- это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать вам былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из них мы сегодня и познакомимся.
Физминутка Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
(2 раза)
(Чтение былины)
Вопросы:
- Понравилась вам былина, ребята?
- С каким былинным героем мы познакомились сегодня?
Ответы детей. (с Ильей Муромцем)
- Какой подвиг он совершил?
Ответы детей.
- Как князь наградил богатыря?
Ответы детей.
III.Рефлексия
Ну вот ребята мы и познакомились с богатырями, защищавшими нашу Русь, узнали, что такое былина.
Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет- тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает?
-Ответы детей (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).