Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Елена Куликова
Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи.

Образовательная:

Познакомить детей с былиной, ее необычным складом речи, с образом Ильи Муромца. Развивающая :

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет „Чтение былины „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах

Развивать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц. Активизировать употребление прилагательных.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к художественной литературе

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей

Активизация словаря:

- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А. Н. Нечаева, портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит, карточки с изображением с предметов современной одежды.

Ход занятия

Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)

- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)

- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от врагов.

- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

Мы отправимся с вами в те времена, когда нашу страну Россия называли Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?

Ответы детей (потому что русские люди защищали свою родину)

- У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.

А давным –давно все было по-другому. Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.

- Кто изображен на ней? (богатыри)

А зовут их: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

- Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?

Ответы детей.

Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?

- Во что одеты богатыри?

Ответы детей (шлем, кольчуга)

- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами).

- А какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Силач, воин, борец)

- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)

Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен, о каких его подвигах вы знаете.

Краткие рассказы детей.

- Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?

-Ответы детей (из сказок, рассказов).

Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним жанром устного народного творчества-жанром былины.

Былины- это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать вам былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из них мы сегодня и познакомимся.

Физминутка Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

(Чтение былины)

Вопросы:

- Понравилась вам былина, ребята?

- С каким былинным героем мы познакомились сегодня?

Ответы детей. (с Ильей Муромцем)

- Какой подвиг он совершил?

Ответы детей.

- Как князь наградил богатыря?

Ответы детей.

III.Рефлексия

Ну вот ребята мы и познакомились с богатырями, защищавшими нашу Русь, узнали, что такое былина.

Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет- тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает?

-Ответы детей (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект ОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»Конспект ОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?» Цель: с помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания).

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, договаривать отдельные слова и фразы, вызвать стремление бережно относиться к.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 19:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Куликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД