Наталья Куликова
Конспект занятия по развитию речи «Увлекательное путешествие в зимнее царство» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
"Увлекательное путешествие в зимнее царство"
Старшая группа.
Программное содержание:
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей,
- способствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения,
- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, особенностях жизни людей зимой,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Увлекательное путешествие в зимнее царство“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников,
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе,
- уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно- следственные связи,
- формировать грамматический строй речи
- развивать мышление, умение анализировать и сравнивать,
- воспитывать интерес к живой природе.
Предварительная работа:
чтение стихов о зиме, загадывание и разгадывание загадок о зиме, рассматривание картин с зимними пейзажами
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук; султанчики; аудиозапись П. И. Чайковский цикл "Времена года. Декабрь", картинки со следами животных; картинки «Семейки животных», смайлики настроения.
В о с п и т а т е л ь: Здравствуйте дети! Сегодня в детский сад пришло письмо. Снеговичок просит нас выполнить задания, которые он получил в лесной школе и найти признаки зимы. Он приготовил загадку для вас, но не обычную, а музыкальную. Давайте попытаемся ее вместе разгадать.
Звучит музыка, педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
Музыка затихает, дети открывают глаза, педагог начинает с ними беседу.
В о с п и т а т е л ь: ребята о чем рассказала вам музыка?
Д е т и : О зиме
В о с п и т а т е л ь: Что вы представляли себе когда слушали музыку?
Д е т и : Представляли себе как холодно зимой, дует сильный ветер, вьюга не дает идти.
В о с п и т а т е л ь: Какое время года спряталось в эту необычную загадку?
Д е т и : Зима.
В о с п и т а т е л ь: Скажите без чего не бывает зимы?
Дети: Зимы не бывает без сугробов. Зимы не бывает без снеговиков….
В о с п и т а т е л ь: Ребята, а вы любите зиму. Расскажите почему.
Дети: Я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на лыжах. Я люблю зиму, потому что зимой можно играть в снежки…
В о с п и т а т е л ь: Почему санки по снегу скользят легко, кто знает?
Д е т и : Снег скользкий, гладкий.
В о с п и т а т е л ь: Из чего состоит снег?
Д е т и : Из множества снежинок.
В о с п и т а т е л ь: А какие они - снежинки?
Д е т и : Очень маленькие, белые, лучистые, холодные пушистые, прозрачные…
В о с п и т а т е л ь: Снег и снежинки это признаки какого времени года?
Дети: Снег и снежинки это признаки зимы.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется явление, когда падает снег?
Д е т и : Снегопад.
В о с п и т а т е л ь: А когда снег бывает с сильным ветром?
Д е т и : Метель, буран, пурга.
В о с п и т а т е л ь: Метель, буран, пурга, снегопад это признаки какого времени года?
Дети: Это признаки зимы.
В о с п и т а т е л ь:Давайте подберем родственные однокоренные слова к слову снег.
Дети: Снегирь, снегопад, снегокат, снегурочка, снежная, снежинка, снеговик…
В о с п и т а т е л ь: Давайте устроим пургу? Возьмите султанчики в руки, вдохните носом поглубже и дуньте на них посильнее, не надувая щеки.
Дети берут султанчики и дуют на них. Педагог предлагает несколько раз повторить это упражнение на дыхание.
В о с п и т а т е л ь: Мы попали в зимний лес, послушайте, какая тишина.
В о с п и т а т е л ь: Что происходит в лесу зимой? Почему так тихо?
Д е т и : По тому что лес спит, от холода все животные и птицы попрятались в свои жилища.
В о с п и т а т е л ь: Дети, а какие птицы остаются зимовать? Назвать их помогут наши загадки. (Дети загадывают загадки, отгадки появляются на экране)
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Д е т и : Синица
В о с п и т а т е л ь:
Вот птичка, так птичка!
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Д е т и : Клест
В о с п и т а т е л ь:
Птички- невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок.
Д е т и : Воробей
В о с п и т а т е л ь:
Днем спит,
Ночью летает-
Прохожих пугает.
Д е т и : Филин
В о с п и т а т е л ь:
Трещала с самого утра:
"По-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
Д е т и : Сорока
В о с п и т а т е л ь:
Всю ночь летает-
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.
Д е т и : Сова
В о с п и т а т е л ь:
Все время стучит-
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
Д е т и : Дятел
В о с п и т а т е л ь:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Д е т и : Снегирь
В о с п и т а т е л ь: Ребята, а появление снегирей - это признак какого времени года?
Д е т и : Это признак зимы.
В о с п и т а т е л ь: Назовите одним словом.
У синички желтая грудка, она какая? (желтогрудая)
У снегиря красная грудка, но какой? (красногрудый)
У сороки белые бока, она какая? (белобокая)
У сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)
У воробья короткий хвост, он какой? (короткохвостый)
В о с п и т а т е л ь: Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Снеговик».
В о с п и т а т е л ь: Снеговик это признак какого времени года?
Дети: Снеговик это признак зимы.
В о с п и т а т е л ь: Давайте внимательно посмотрим, что еще интересного в лесу? Обратите внимание на слегу много следов, давайте определим кому они принадлежат?
Педагог предлагает рассмотреть картинку со следами животных (зайца, белки, волка, лося) и изображения животных. Взрослый объясняет задание - каждому зверю подобрать свои следы.
Дети: Это лисьи следы, это волчьи следы, это лосиные следы, это заячьи следы.
Дети выполняют задание и обнаруживают, что есть лишние картинки с изображениями медведя и ежа, а следов этих животных нет.
В о с п и т а т е л ь: Почему следов этих животных мы не видим на снегу?
Д е т и : По тому что эти животные зимой впадают в спячку.
В о с п и т а т е л ь: А почему эти животные впадают в спячку?
Д е т и : Зимой для них нет пищи.
В о с п и т а т е л ь: (берет картинку с изображением спящего медведя. Ребята, в какое время года медведь впадает в спячку?
Д е т и : Поздней осенью.
В о с п и т а т е л ь: Правильно.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, в лесу был переполох и все семейки перепутались. Поможем животным, соберем семейки.
Дети: Заяц, зайчиха, зайчата.
Лис, лиса, лисята.
Волк, волчица, волчата.
Белка, бельчиха, бельчата.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, посмотрите на деревья в зимнем лесу. Как они выглядят?
Д е т и : Деревья сбросили листву, засыпаны снегом, находятся в состоянии покоя.
Катя Швечикова читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».
В о с п и т а т е л ь: Что это за серебро на ветвях деревьев? Вы правильно ответите на этот вопрос, если отгадаете загадку:
Не колючий темно- синий
На кустах развешан.
Д е т и : Иней.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, иней - признак какого времени года?
Д е т и : Признак зимы.
В о с п и т а т е л ь: Давайте опишем животных по схеме, не называя их, а ребята попробуют отгадать.
В о с п и т а т е л ь: Дикое или домашнее животное, как называется его жилище, размер, цвет, строение, чем покрыто тело, хищное или травоядное, что делает зимой.
(Дети по очереди описывают любое животное, остальные отгадывают.)
В о с п и т а т е л ь: Молодцы, выполнили все задания снеговика, нашли все признаки зимы. Напишем все наши ответы в письме и отправим снеговику.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, выберите смайлик с изображением того настроения, которое осталось у вас после сегодняшнего занятия.
Дети показывают смайлики хорошего настроения.