Наталья Тигиева
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
«Увлекательное путешествие»
Подготовила воспитатель Тигиева Н. Г.
Цель: продолжать формирование представлений о природе, беседа о живой природе.
Задачи:
Общеобразовательные:
-дать понятие о взаимосвязи жизни человека и природы;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-закрепить знания учащихся о животных: зверях, рыбах, птицах, насекомых.
Развивающие :
- развивать диалогическую речь, фонематический слух, обогащать словарный запас;
- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
- развивать навыки учебной деятельности;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к познанию.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный презентация о природе, схема рассказа о животном, схема путешествия.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и здороваются.
В. Ребята, что вы больше всего любите делать.
Ответы детей, один из ответов – играть.
В. Давайте тогда поиграем. Вы отвернитесь от меня, а я буду задавать вопросы каждому из вас.
До кого я дотронусь, тот поворачивается и отвечает на вопрос.
1. А какая сегодня погода, солнечная или пасмурная?
2. А не дождливая ли погода за окном?
3. А не столица ли нашей республики город Владикавказ?
4. А не Терек ли река, которая протекает в нашем городе?
5. А не спокойная ли река Терек?
6. А не снежный ли барс изображен на гербе нашей республики?
7. А не в окружении ли гор находится наша республика?
Ответы детей.
В. Молодцы ребята! Вам понравилась игра? А загадки умеете отгадывать?
1. Без особого усилия,
Широко расправив крылья
Славу в небе приобрел,
Над землей парит (орел)
2. Звонкий, громкий, озорной
Появляется весной.
И бежит до моря,
Звонко тараторя (ручей)
3. Великан на Земле,
Смотрит свысока,
Снежные лавины
Пускает иногда. (гора)
4. Выросли звоночки в ряд,
Жалко только не звенят.
Синие бутончики -
Это (колокольчики)
В. Ах, какие вы молодцы! Посмотрите ребята, все наши отгадки на экране.
На экране появляется картина, а в ней все отгадки: ручей, гора, орел, колокольчики.
В. Посмотрите, что вы видите?
Ответы детей - рассказ по картине.
В. Как же там красиво. Ане хотите туда отправиться, дойти до вершины горы и увидеть красоту нашей природы с высоты.
Д. Да, хотим.
В. Я предлагаю не простое путешествие, а видео путешествие. Готовы?
Тогда отправляемся.
Дети изображают восхождение на гору, пока – к подножию горы. На экране – картинка с изображением леса.
В. И где же мы очутились?
Д. В лесу.
В. Как вы думаете, кого можно встретить в лесу?
Ответы детей.
В. Много животных мы видели в лесу. Давайте расскажем о каком-нибудь животном с помощью вот такой схемы.
На экране появляется схема рассказа о животном.
В. Про кого хотите рассказать?
Рассказы детей (1, 2 ребенка).
В. Вот сколько нового мы узнали о животных, молодцы ребята! Наше путешествие продолжается.
Дети продолжают восхождение на гору. На экране – поляна.
В. Куда мы пришли?
Д. На поляну.
В. Вам здесь нравится, ребята? Почему?
Ответы детей.
В. Как вы думаете, какой здесь воздух?
Ответы детей.
В. А в городе тоже такой чистый, свежий воздух? (Почему)
Ответы детей.
В. Давайте вдохнем чистый воздух.
Дети глубоко вдыхают и выдыхают чистый воздух – дыхательная гимнастика.
В. Вы не устали ребята? Присядем?
Дети садятся на полянку.
Д/и «Я начну, а ты продолжи»
В. Ребята, давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.
• По небу плывут кудрявые (пушистые, белые, легкие облака)
• Нас окружают скалистые (снежные, высокие горы)
• Мы сидим по среди ароматных (красивых, разноцветных, полевых цветов)
В. Ребята, здесь так много красивых ароматных цветов, давайте к слову цветок придумаем родственные слова, а помогут нам видео вопросы.
Д/и «Родственные слова»
1. Яркое, красивое, травянистое растение – цветок.
2. Большой цветок, а маленький цветочек.
3. Место в саду, где растет много разных цветов, называется – цветник.
4. Аромат от цветов – цветочный.
5. Продавщицу цветов называют – цветочница.
В. Посмотрите, сколько родственных слов мы подобрали к слову цветок: цветок, цветник, цветочный, цветочница.
Д/и «Повтори»
В. Ребята, я слышу какие-то звуки, а вы?
Д. Это пчелы жужжат.
В. А вы можете пожужжать как они? А теперь громче. А теперь тише.
Дети выполняют задания.
В. А какие насекомые кроме пчел, здесь можно услышать? Попробуйте повторить эти звуки.
Ответы детей.
В. Я еще звуки слышу.
Д. Это шум воды.
В. А откуда здесь вода?
Ответы детей.
В. Поиграли, отдохнули, пойдем дальше и увидим что-то новое.
Дети идут дальше, проговаривая речевку.
Речевка: Бодрым шагом мы идем,
Песни звонкие поем.
Раз, два, три, четыре –
Дружно, весело идем!
На экране появляется река, висячий мост через реку.
В. А вот и река. И что здесь еще?
Д. Мост.
В. Какой это мост? Опишите его.
Дети выполняют задание.
Д. Деревянный, узкий, длинный, старый, висячий.
В. А для чего нужен мост?
Ответы детей.
В. А у нас в городе есть мост? Какой он?
Ответы детей.
В. Пойдем дальше. Мы поднимаемся все выше и выше. Вы знаете, что в природе часто бывают природные явления, когда падают камни. Как это явление называется?
Д. Камнепад.
В. А когда падает вода с высоты?
Д. Водопад.
В. Вот мы и добрались до самой вершины горы. Слышите, как поет ветер (у?
Дети повторяют.
В. Где-то журчит ручей (ш).
Дети повторяют.
В. Откуда в горах ручей?
Ответы детей.
В. При таянии снега и льда по горам текут мелкие ручейки, которые образуют реку. Вот здесь и берет свое начало река Терек.
Давайте мы установим на вершине наш флаг. Так делают путешественники, покорившие горы. Похлопаем друг друга по плечу и порадуемся, что мы смогли добраться до вершины горы.
Давайте посмотрим с высоты, что вы видите?
Д. Дома.
В. Какие эти дома по величине?
Д. Маленькие.
В. Почему?
Д. Потому что с высоты все кажется маленьким.
В. А эти дома похожи на городские дома?
Дети сравнивают городские дома и сельские.
В. Ну что, красивый вид с высоты?
Д. Да.
В. Ребята, нам пора возвращаться. Спускаться с гор всегда труднее и опаснее, чем подъем. Поэтому надо быть осторожными.
Дети осторожно «спускаются» с горы.
В. Наше путешествие закончилось и мы опять в городе. Посмотрите, здесь тоже мост, он похож на тот, который был в горах?
Дети сравнивают мосты.
В. Вам понравилось путешествие, а вы расскажите своим друзьям?
Д. Да.
Итог.
В. А чтобы вы ничего не упустили, давайте еще раз вспомним, что мы делали, где были и что видели.
На экране появляется схема путешествия. Дети по схеме рассказывают о путешествии и тем самым подводят итог занятия.