Наталья Тигиева
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие»
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
«Увлекательное путешествие»
Подготовила воспитатель Тигиева Н. Г.
Цель: продолжать формирование представлений о природе, беседа о живой природе.
Задачи:
Общеобразовательные:
-дать понятие о взаимосвязи жизни человека и природы;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-закрепить знания учащихся о животных: зверях, рыбах, птицах, насекомых.
Развивающие :
- развивать диалогическую речь, фонематический слух, обогащать словарный запас;
- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
- развивать навыки учебной деятельности;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к познанию.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный презентация о природе, схема рассказа о животном, схема путешествия.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и здороваются.
В. Ребята, что вы больше всего любите делать.
Ответы детей, один из ответов – играть.
В. Давайте тогда поиграем. Вы отвернитесь от меня, а я буду задавать вопросы каждому из вас.
До кого я дотронусь, тот поворачивается и отвечает на вопрос.
1. А какая сегодня погода, солнечная или пасмурная?
2. А не дождливая ли погода за окном?
3. А не столица ли нашей республики город Владикавказ?
4. А не Терек ли река, которая протекает в нашем городе?
5. А не спокойная ли река Терек?
6. А не снежный ли барс изображен на гербе нашей республики?
7. А не в окружении ли гор находится наша республика?
Ответы детей.
В. Молодцы ребята! Вам понравилась игра? А загадки умеете отгадывать?
1. Без особого усилия,
Широко расправив крылья
Славу в небе приобрел,
Над землей парит (орел)
2. Звонкий, громкий, озорной
Появляется весной.
И бежит до моря,
Звонко тараторя (ручей)
3. Великан на Земле,
Смотрит свысока,
Снежные лавины
Пускает иногда. (гора)
4. Выросли звоночки в ряд,
Жалко только не звенят.
Синие бутончики -
Это (колокольчики)
В. Ах, какие вы молодцы! Посмотрите ребята, все наши отгадки на экране.
На экране появляется картина, а в ней все отгадки: ручей, гора, орел, колокольчики.
В. Посмотрите, что вы видите?
Ответы детей - рассказ по картине.
В. Как же там красиво. Ане хотите туда отправиться, дойти до вершины горы и увидеть красоту нашей природы с высоты.
Д. Да, хотим.
В. Я предлагаю не простое путешествие, а видео путешествие. Готовы?
Тогда отправляемся.
Дети изображают восхождение на гору, пока – к подножию горы. На экране – картинка с изображением леса.
В. И где же мы очутились?
Д. В лесу.
В. Как вы думаете, кого можно встретить в лесу?
Ответы детей.
В. Много животных мы видели в лесу. Давайте расскажем о каком-нибудь животном с помощью вот такой схемы.
На экране появляется схема рассказа о животном.
В. Про кого хотите рассказать?
Рассказы детей (1, 2 ребенка).
В. Вот сколько нового мы узнали о животных, молодцы ребята! Наше путешествие продолжается.
Дети продолжают восхождение на гору. На экране – поляна.
В. Куда мы пришли?
Д. На поляну.
В. Вам здесь нравится, ребята? Почему?
Ответы детей.
В. Как вы думаете, какой здесь воздух?
Ответы детей.
В. А в городе тоже такой чистый, свежий воздух? (Почему)
Ответы детей.
В. Давайте вдохнем чистый воздух.
Дети глубоко вдыхают и выдыхают чистый воздух – дыхательная гимнастика.
В. Вы не устали ребята? Присядем?
Дети садятся на полянку.
Д/и «Я начну, а ты продолжи»
В. Ребята, давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.
• По небу плывут кудрявые (пушистые, белые, легкие облака)
• Нас окружают скалистые (снежные, высокие горы)
• Мы сидим по среди ароматных (красивых, разноцветных, полевых цветов)
В. Ребята, здесь так много красивых ароматных цветов, давайте к слову цветок придумаем родственные слова, а помогут нам видео вопросы.
Д/и «Родственные слова»
1. Яркое, красивое, травянистое растение – цветок.
2. Большой цветок, а маленький цветочек.
3. Место в саду, где растет много разных цветов, называется – цветник.
4. Аромат от цветов – цветочный.
5. Продавщицу цветов называют – цветочница.
В. Посмотрите, сколько родственных слов мы подобрали к слову цветок: цветок, цветник, цветочный, цветочница.
Д/и «Повтори»
В. Ребята, я слышу какие-то звуки, а вы?
Д. Это пчелы жужжат.
В. А вы можете пожужжать как они? А теперь громче. А теперь тише.
Дети выполняют задания.
В. А какие насекомые кроме пчел, здесь можно услышать? Попробуйте повторить эти звуки.
Ответы детей.
В. Я еще звуки слышу.
Д. Это шум воды.
В. А откуда здесь вода?
Ответы детей.
В. Поиграли, отдохнули, пойдем дальше и увидим что-то новое.
Дети идут дальше, проговаривая речевку.
Речевка: Бодрым шагом мы идем,
Песни звонкие поем.
Раз, два, три, четыре –
Дружно, весело идем!
На экране появляется река, висячий мост через реку.
В. А вот и река. И что здесь еще?
Д. Мост.
В. Какой это мост? Опишите его.
Дети выполняют задание.
Д. Деревянный, узкий, длинный, старый, висячий.
В. А для чего нужен мост?
Ответы детей.
В. А у нас в городе есть мост? Какой он?
Ответы детей.
В. Пойдем дальше. Мы поднимаемся все выше и выше. Вы знаете, что в природе часто бывают природные явления, когда падают камни. Как это явление называется?
Д. Камнепад.
В. А когда падает вода с высоты?
Д. Водопад.
В. Вот мы и добрались до самой вершины горы. Слышите, как поет ветер (у?
Дети повторяют.
В. Где-то журчит ручей (ш).
Дети повторяют.
В. Откуда в горах ручей?
Ответы детей.
В. При таянии снега и льда по горам текут мелкие ручейки, которые образуют реку. Вот здесь и берет свое начало река Терек.
Давайте мы установим на вершине наш флаг. Так делают путешественники, покорившие горы. Похлопаем друг друга по плечу и порадуемся, что мы смогли добраться до вершины горы.
Давайте посмотрим с высоты, что вы видите?
Д. Дома.
В. Какие эти дома по величине?
Д. Маленькие.
В. Почему?
Д. Потому что с высоты все кажется маленьким.
В. А эти дома похожи на городские дома?
Дети сравнивают городские дома и сельские.
В. Ну что, красивый вид с высоты?
Д. Да.
В. Ребята, нам пора возвращаться. Спускаться с гор всегда труднее и опаснее, чем подъем. Поэтому надо быть осторожными.
Дети осторожно «спускаются» с горы.
В. Наше путешествие закончилось и мы опять в городе. Посмотрите, здесь тоже мост, он похож на тот, который был в горах?
Дети сравнивают мосты.
В. Вам понравилось путешествие, а вы расскажите своим друзьям?
Д. Да.
Итог.
В. А чтобы вы ничего не упустили, давайте еще раз вспомним, что мы делали, где были и что видели.
На экране появляется схема путешествия. Дети по схеме рассказывают о путешествии и тем самым подводят итог занятия.