Светлана Васильевна Бондаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в цветочное царство (артикуляция звука [Ц])»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе по развитию речи.
ТЕМА: «Путешествие в цветочное царство (артикуляция звука [Ц])»
Цель: развитие навыка правильного произношения изучаемых звуков.
Задачи: упражнять в дифференциации звуков [С], [Ц] ; учить использовать интонацию обращения; упражнять в умении определять количество слогов и место заданного звука в слове; закреплять обобщённые понятия (дикие животные, растения, овощи, фрукты, игрушки, птицы, развивать артикуляционный аппарат.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в цветочное царство (артикуляция звука [Ц])“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
Оборудование: картинки цветов, животных и птиц к сказке (цветные и черно-белые, картинки к артикуляционным упражнениям, рабочие тетради по развитию речи, фишки, наборное полотно для расположения картинок в процессе рассказывания сказки; аудиозапись «Вальс цветов», магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Закрепление обобщающих понятий. Работа в парах.
Каждой паре выдаётся карточка с изображением четырёх картинок, одна лишняя. Дети должны дать развёрнутый ответ, кто (или что) на картинках лишнее. Например: «На картинке лишний цыплёнок, потому что лошадь, корова и коза – это домашние животные, а цыплёнок – это птица»
Картинки с изображением лишних предметов выставляются на наборное полотно: курица, огурец, заяц, цапля, цыплёнок, перец, нарцисс, кольцо, цилиндр.
2. Определение общего звука для выбранных слов.
Воспитатель предлагает чисто говорящему ребёнку громко и чётко произнести слова на картинках.
- Какой звук вы слышите в начале каждом слове? (звук [Ц])
3. Артикуляция звука [Ц] .
Звук [Ц] - согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим.
Артикуляционные упражнения для языка для звука «Ц»
(Все упражнения выполняются без зеркала, под счет до 5-7 .)
• Улыбка: растянуть губы в улыбке.
• Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
• «Непослушный язычок»: улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
• Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
• Красим нижний заборчик (Чистим нижние зубки): улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
• Кошечка сердится (Горка): приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
4. Определение местоположения звука [Ц] в словах.
Работа в тетрадях по развитию речи.
- Определите место положения звука [Ц] в слове ЦАРЬ. Разместите фишку в соответствующей ячейке.
- Определите место положения звука [Ц] в словах КУРИЦА, ОГУРЕЦ. Разместите фишки в соответствующих ячейках.
Рассмотрите картинки в последнем ряду. Найдите слово со звуком [Ц]. Что это за слово? Где находится звук [Ц] в этом слове?
Физминутка.
Дети стоят в кругу с воспитателем. Воспитатель предлагает
изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.
Воспитатель произносит слова, выполняет действия, дети повторяют:
Вышла курочка гулять, шагают, высоко поднимая колени, машут
«крыльями».
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко грозят пальцем.
Не ходите далеко!
Лапками гребите, ногой выполняют соответствующие движения, руки
за спиной
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука, гладят рукой по животу
Дождевого червяка, показать длину червяка
Выпили водицы наклон вперёд, руки отводят назад.
Полное корытце.
- Вы сегодня называли цветок, в названии которого есть звук [Ц]. что это за цветок?
(нарцисс).
Я расскажу вам сказку про этот цветок. Слушайте и запоминайте слова со звуком [Ц].
Дети садятся на стулья в полукруг, возле мольберта с наборным полотном для демонстрации сюжета сказки.
- Далеко-далёко, за горами и лесами, реками и морями есть цветочное царство.
Царём в этом цветочном царстве является Нарцисс. Однажды его слуги принесли грустную весть: злой волшебник заколдовал живую природу и перекрасил всех в серые, унылые краски. Тогда царь Нарцисс собрал всех своих подданных и объявил им свой указ, который гласил: сделать окружающий мир красочным, разноцветным. Поэтому, кто бы ни встретился им по пути, окрасить всех, не жалея лепестков своих. Цветы отправились выполнять приказ своего царя.
Далее воспитатель по ходу рассказа выставляет на наборное полотно соответствующие картинки.
- Первой, кого встретили цветы, была любопытная лисица. Её георгин выкрасил в оранжевый цвет. Затем им повстречала медведица. Цветам показалось, то ей подойдёт коричневая шуба. Подсолнух подарил ей коричневый цвет. Вдруг из-за куста выскочил заяц. И его цветы не оставили без внимания. Кувшинка окрасила его шубку в серый цвет, чтоб заяц был неприметным для хищников. Тут навстречу цветам вышла курочка с цыплятами. Над ними потрудилась ромашка: пёрышки курицы она окрасила в белый цвет, а цыпляток – в жёлтый.
Вскоре цветы вышли на большую поляну, где летали разные птицы. Их было так много! Всем цветам хватило работы! Тюльпан окрасил в красный цвет снегиря, одуванчик – в желтый цвет синичку. Устали цветы. Решили отдохнуть. Видят – невдалеке озеро. Выкрасил колокольчик воду в синий цвет и присели отдохнуть. Попили цветы прохладной водицы, смыли пыль со своих лепестков, дальше в путь засобирались. Видят – идут по дороге сестрица с братцем. Обступили их все цветы и давай все вместе разукрашивать: сарафан сестрице выкрасили в красный, кофту – в белый, брюки братцу покрасили в синий цвет. Пришла пора цветам возвращаться домой, вечер наступал. Как вернулись цветы, стал Нарцисс у каждого спрашивать: «С кем поделился своим цветом?». И каждый цветок ответ держал.
Воспитатель предлагает детям обыграть диалоги царя Нарцисса с цветами. Дети, ориентируясь на наборном полотне, в парах разыгрывают диалоги (один - от имени Нарцисса, второй - от имени цветка).
Пример. - Ромашка, с кем ты поделилась своим цветом?
- Царь Нарцисс, я поделилась белым цветом с курочкой, а цыплят окрасила в ярко жёлтый цвет.
Особое внимание уделяется отработке интонации обращения.
Далее воспитатель благодарит всех детей, которые обыгрывали диалоги, продолжает рассказ:
- Царь Нарцисс остался доволен работой цветов и пригласил всех на бал.
Динамическая пауза.
Звучит «Вальс цветов», дети парами выполняют импровизированные движения – «вальсируют».
Закрепление изученного материала.
Воспитатель подводит детей к наборному полотну, на котором демонстрировались картинки к сказке и предлагает назвать слова, в которых есть звук [Ц]
(царь, заяц, нарцисс, лисица, курица, цыплята, медведица, синица, сестрица, братец).
- Вспомните, какие слова на звук [Ц] мы ещё называли на занятии?
(огурец, цапля, перец, кольцо, цилиндр.)
Знакомство с образом буквы Ц.
- Кто знает, каким символом обозначается на письме звук [Ц]?
Воспитатель подводит ребят к столу, на котором разложены буквы алфавита и предлагает взять букву Ц. Дети рассматривают букву, находят её место положения в настенной азбуке.
- Повторите за мной четверостишие:
- Вот какая буква «Ц».
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.