Светлана Федоренко
Конспект занятия по развитию речи «Золотая осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи. старшая группа.
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: «Золотая осень».
Целевые ориентиры: Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества.
Программные задачи:
1. Закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Золотая осень“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Закрепить знания детей о периодах осени и осенних месяцах. 3. Развивать и закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать логическое мышление, умение объяснять свой выбор. 4. Продолжать учить детей подбирать слова - синонимы.
5. Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. 6. Систематизировать знания детей о названиях деревьев, развивать мышление, память, связную речь детей.
7. Упражнять детей в словообразовании: с помощью суффиксов ласковые названия. 8. Закреплять умение детей петь песню об осени : слова пропевать правильно, интонацию и мотив передавать плавно, напевно, выполнять движения в соответствии с текстом песни. Развивать художественный вкус, умение слушать музыкальное произведение, передавать свои впечатления от услышанного.
Предварительная работа: беседы об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сезонных явлений, перелетных и зимующих птиц, овощей, фруктов, игры на прогулке.
Материал: мяч, обручи красного и зеленого цвета, иллюстрации с изображением овощей, фруктов, перелетных и зимующих птиц, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»(«Сентябрь», корзина с яблоками.
Методы и приемы: сюрпризный, метод организации и осуществления мыслительной деятельности, наглядный, игровой.
Ход: Организационный момент: звучит музыка «Времена года» П. И. Чайковского («Сентябрь»).
- Ребята, послушайте и скажите, какая играет музыка? Грустная, напевная А скажите мне какое сейчас время года? (сейчас осень). Эту музыку написал великий русский композитор П. И. Чайковский. Она называется «Времена года». Сейчас мы слушаем произведение, которое называется «Сентябрь».Этих произведений 12, также, как и месяцев в году.
-Скажите мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? Сколько их? Их три месяца: это сентябрь, октябрь и ноябрь. - Назовите мне месяц, который обозначает начало осени (первый месяц или начало осени- это сентябрь).Второй месяц или средина осени- это октябрь. Еще этот период называют «Золотая осень».- А как же называется третий месяц осени? Или конец осени? (Конец осени называется поздняя осень и месяц ноябрь).
- Ребята, на следующей неделе у нас будет осенний праздник, но злой волшебник заколдовал Осень : она стала злой, холодной и не сможет прийти к нам в гости. Есть задания, с которыми мы должны с вами справиться и тогда Осень станет прежней и придет к нам. Поможем Осени?
Конечно, поможем, но мы должны показать,как много мы с вами о ней знаем. Начнем?
Д/И «Дополни предложение» : дети дополняют предложения прилагательными, характеризующими признаки осенней погоды.
-Скажите, что происходит осенью с погодой и природой(- осенью дни становятся короче – позже встает и раньше заходит солнце. -Чаще идут дожди, ночью становится холоднее, а днем еще тепло. -На деревьях листья становятся желтого, красного, оранжевого цвета, начинают опадать). – В начале осени бывают ясные, теплые дни.
- В средине осени становится холоднее, ветренее. - Небо часто затягивается серыми тучами, чаще идут дожди, погода становится холоднее и ветренее. -Поздней осенью холодно, пасмурно.
- Осенью настроение грустное, тоскливое.
-Вот, ребята, с первым заданием мы с вами справились. А еще, скажите мне, пожалуйста, как готовятся птицы к зиме (Они улетают в теплые края осенью). Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (эти птицы называются перелетные) Каких перелетных птиц вы знаете (Скворцы, ласточки,гуси,утки,лебеди, жаворонки).Найдите их среди наших иллюстраций и покажите мне. (Д/и «Улетает – не улетает»). Правильно,ребята, вы назвали и показали мне перелетных птиц. А теперь назовите и покажите птиц, которые остаются с нами. Как эти птицы называются? (Эти птицы называются зимующими). Назовите и покажите мне их. ( Зимующие птицы : воробьи, вороны, снегири,голуби, сороки, синицы, дятел).Правильно, и со вторым заданием вы справились.
- Ребята, скажите мне, как животные готовятся к зиме осенью? (Животные складывают запасы в домики, некоторые впадают в спячку поздней осенью : это медведь, он спит в берлоге; еж, насекомые прячутся под корой деревьев) А как заяц готовится к зиме (Заяц меняет цвет шубки с серого на белый).Молодцы, ребята, и с третьим заданием вы справились.
-А кто еще готовится осенью к зиме? Правильно, люди собирают урожай овощей и фруктов, делают из них салаты,компоты и разные заготовки. Давайте с вами поиграем, сейчас я раздам вам картинки с изображением фруктов и овощей и по моему сигналу вы должны будете фрукты собираются у красного обруча, овощи – у желтого. Встаньте все и начнем : раз, два, три к обручу беги! – Молодцы, хорошо справились, скоро Осень расколдуем!
-Ребята, а наш волшебник хоть и злой, но он любит, когда поют песни, давайте вместе с вами споем ему песню «Хозяйка однажды с базара пришла…»(Дети поют песню 1 куплет).
-Хозяйка однажды с базара пришла
- Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу -ох!
- Вот и еще с одним заданием мы справились. Все ближе зима : листья на деревьях на нашем участке окрасились в желтый, красный, оранжевый цвет, а на некоторых деревьях нет уже листьев, они облетели. Давайте поиграем, я буду бросать вам мяч и называть название дерева, а вы бросать мяч мне и называть это дерево ласково. (Д/И «Назови ласково»). –Береза- березка, березонька. – Груша –грушка, грушенька.
-Дуб-дубочек. – Вишня- вишенка. – Ель- елочка. -Калина- калинка.
-Клен-кленок. –Сосна-сосенка. –Яблоня- яблонька. – Рябина- рябинка.
- Яблоня – яблонька. - Черешня – черешенка. - Слива – сливка.
- Молодцы, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, думаю, что волшебник расколдует теперь Осень. –Слышите, кто-то стучит? (Входит Осень с корзиной яблок).
- Здравствуйте, ребята! Спасибо вам большое, что вы мне помогли - освободили от чар злого волшебника. Вы очень много обо мне знаете, умеете петь, играть.
- Воспитатель: - а еще, дорогая Осень мы знаем песню о тебе. Ребята, давайте все вместе споем и потанцуем для нашей гостьи. (Дети водят хоровод вокруг Осени «Здравствуй, Осень Золотая»).
После хоровода Осень раздает детям яблоки.
- Вот и закончилось наше занятие, ребята, что больше всего вам понравилось?