Веребьёва Наталья
Конспект занятия по развитию речи у детей с ОНР «Дом и его части» (третий год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Веребьёва
Конспект занятия по развитию речи у детей с ОНР (третий год обучения)
Тема: «Дом и его части»
Цель: Формирование словообразовательных процессов
Задачи:
- формировать умение образовывать родственные слова, образовывать относительные прилагательные с суффиксом –н-;
- образовывать глаголы с приставками под-, по-, у-.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи у детей с ОНР „Дом и его части“ (третий год обучения)» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закреплять умение употреблять существительные единственного числа в форме родительного падежа;
- закреплять умение согласовывать движение с речью и музыкой, умение длительно дуть.
Оборудование: изображение теремка, предметные картинки с изображением домов из разного материала, свечка декоративная, игрушки - персонажи сказки, мяч, графические изображения домов.
Ход занятия
1. Организационный этап
Учитель-дефектолог организует приветствие. Ребята, вы любите сказки?
Дети: да.
Учитель-дефектолог: есть такая сказка, в которой медведь сломал теремок (показывает игрушку). Вы знаете её?
Дети: да.
Учитель-дефектолог: медведь сломал дом и стал думать, как теперь зимовать? И придумал. Решил он построить себе дом теплый и крепкий. И начал медведь строить дом, а мы давайте ему поможем.
2. Основной этап.
2.1. Упражнение «Строим теремок»
Тук – ток, тук – ток
Застучал молоток (ударять кулачками друг о друга).
Тук – ток, тук – ток
Будем строить теремок.
С высоким крыльцом (поднять руки).
С окнами большими (согнуть руки в локтях,
Со ставнями резными (руки – перед лицом, развести в стороны).
Тук – ток, тук – ток (ударять кулачками друг о друга)
Замолчи наш молоток (опустить руки)
Выставляется картинка теремка
Учитель-дефектолог: вот построен новый дом, только темно медведю в нем. Давайте ему поможем и зажжем свет (дети по очереди дуют на электрическую свечку).
Учитель-дефектолог: живет медведь и радуется теплу и уюту. Узнали звери, что медведь построил домок – теремок и стали к нему проситься. Пришел волк (учитель-дефектолог показывает игрушку). Просится в теремок. Каким голосом он просится?
Дети: грубым
Учитель-дефектолог: правильно… а медведь его не пускает. Пущу только тогда, говорит, когда правильно ответишь на мои вопросы. Ребята, давайте поможем волку выполнить задание медведя.
2.2. Упражнение «Родственные слова»
Учитель-дефектолог: где живет человек?
Дети: в доме
Учитель-дефектолог: как можно сказать о маленьком доме?
Дети. Домик
Учитель-дефектолог: правильно. Как можно сказать об огромном доме?
Дети: домище
Учитель-дефектолог: молодцы. Как называются животные, которые живут в доме?
Дети. Домашние.
Учитель-дефектолог: вспомните сказочного героя, который живет в доме?
Дети: домовой
Учитель-дефектолог: молодцы. Ребята, слова дом, домик… - это слова родственники, они очень похожи между собой по звучанию.
Мы помогли волку, пустил его медведь в теремок. Смотрите, а следом лиса бежит к теремку (показывает игрушку). Просится в теремок. Каким голосом она просится?
Дети: хитрым, ласковым.
Учитель-дефектолог: хорошо. А лису медведь пустит, если она назовет из какого материала можно построить дом. Давайте поможем лисе.
2.3. Упражнение «Из чего построен дом?»
На доску выставляются картинки домов из разного материала
Учитель-дефектолог: ребята, посмотрите на картинки и ответьте, из чего можно построить дом?
Дети: из кирпича
Учитель-дефектолог: из кирпича дом какой?
Дети: кирпичный
Учитель-дефектолог: а еще из чего?
Дети: из дерева (камня, соломы, железа, дерева, льда)
Учитель-дефектолог: из дерева (камня, веток, соломы, глины, металла, льда) дом какой?
Дети отвечают
Учитель-дефектолог: а какой дом будет прочным? Почему?
Дет: отвечают
Учитель-дефектолог: ребята, а вы знаете для чего нужна дому крыша (двери, окна, балкон, стены, крыльцо, лестница?
Дети отвечают
Учитель-дефектолог: молодцы
Учитель-дефектолог: мы помогли лисе, теперь она тоже будет жить в теремке. А вот и зайка к теремку торопится, но медведь его пускать не хочет. Говорит он зайке, пущу тебя, если развеселишь меня. Поможем зайке? Расскажем и покажем его историю?
Дети: да
2.4. Выполняется логоритмическое упражнение «У оленя дом большой» под музыку (учитель-дефектолог показывает движения)
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит!
Стук, стук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай
(О. Дементьева)
Учитель-дефектолог: развеселили мы медведя, пустил он зайчика в теремок. А вот и лягушка-квакушка спешит и просится в теремок. А медведь не унимается, понравилось ему веселиться и хочет, чтобы лягушка выполнила задание.
2.5. Упражнение «Закончи предложение»
Учитель-дефектолог: я начинаю предложение, а вы, ребята, заканчивайте по очереди.
Учитель-дефектолог: лиса по тропинке бежала и к теремку… (подбежала). Теремок вокруг… (оббежала). Увидела охотника, испугалась и дальше по тропинке… (побежала, в лес… (убежала).
Учитель-дефектолог: пустил медведь и лягушку в теремок, а следом мышка-норушка бежит и конверт несет.
2.6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник» (Дети садятся за стол и выполняют задание)
Учитель-дефектолог: ребята, у каждого из вас есть картинка с домом, но в нем чего-то не хватает… (в моем доме нет крыльца. Я буду рисовать крыльцо). А чего нет у тебя? … (ответы детей).
Дети отвечают по очереди.
3. Заключительный этап
Учитель-дефектолог: вы справились с заданиями, и наш медведь стал добрым и веселым, а помните, какой он был сразу сердитый. Давайте его изобразим.
Дети показывают
Учитель-дефектолог: а покажите, какой медведь сейчас стал.
Дети. Показывают
Учитель-дефектолог: спасибо, ребята, благодаря вашей помощи все звери будут жить в теремке.