Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З] — [Ж]»

Ольга Артюгина
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З] — [Ж]»

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Задачи:

Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Материал: иллюстрация Незнайки, иллюстрация чижа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З] — [Ж]“» размещена в разделах

Мотивация. В гости к детям приходит Незнайка. Он сообщает детям, что ничего не знает о звуках /з/ и /ж/, в каких словах они встречаются и как их различать. Просит детей о помощи.

1. Основная часть.

Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

• Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ - /Ж/.

- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/, а вы будете выполнять соответствующие движения:

- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

• Игра «Поймай звук в слове»

- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

• Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж :

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют) :

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют) :

Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

Чистоговорки:

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Физкультминутка

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

(ходьба на месте).

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша

(ладошками шуршим).

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чем-то, ловко

Раздобыл косой морковку

(прыжки на месте).

Игра "Доскажи словечко"

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель(ёжик).

• Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза : со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

• Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка» :

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Видел ли кто-нибудь чижа?

- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Дидактическая игра «Измени слово».

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж» :

Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …; шаг - …; флаг - …; снег - …; долг - …

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

- Ребята, Незнайка говорит спасибо вам, теперь он может определить, в каких словах есть звуки /ж/ и /з/ и как их различать. Незнайка прощается с детьми.

3. Рефлексия.

- Ребята, кому мы сегодня помогали?

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Что вам понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З] — [Ж]»
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 23:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД