Мария Николаевна Воробьева
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
Задачи:
1. Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
2. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
3. Закреплять умение правильно строить предложения, используя разные типы.
4. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Демонстрационный и раздаточный материал:
- картины с зимними пейзажами;
- «снежинки» с заданиями;
- конверты с картинками;
- мнемотаблица
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать занятие.
- Ребята сейчас я вам прочитаю загадку, слушайте внимательно
Воспитатель:
«Тройка, тройка, прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?»
- О каком времени загадка? (Загадка о Зиме).
- А что за тройка прилетела? ( Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль).
- А какой сейчас зимний месяц? (Сейчас февраль).
- Кто же догадался какая у нас сегодня с вами тема занятия? (тема нашего занятия сегодня – Зима).
Логопед:
«Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки
Приглашаю в гости всех
В ледяное царство
Но дорога нелегка
Будет трудно детвора.
Путь укажут вам снежинки,
Так шагайте по тропинке.
Всех я буду очень ждать
И с сюрпризом вас встречать».
На столах у детей снежинки с номером, на снежинках – задания.
Воспитатель:
- Это наше первое задание.
Снежинка № 1
Вот вам первая снежинка
И на ней задание.
Вы скажите мне друзья,
А какая я зима?
Воспитатель:
- Ребята, давайте подумаем и скажем, какая бывает Зима? (Холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая и т. д.).
Воспитатель:
- А как мы узнаем, что наступила зима? (Выпадает снег).
- А какой бывает снег? (Пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий и т. д.)
Воспитатель:
-Молодцы, вы знаете много красивых слов.
Снежинка № 2
Игра «Доскажи словечко»
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем со словом «снег»
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые. (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
- Какие слова вы добавляли (снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)
- На какое слово они все похожи? (снег)
- Подберите похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
Снежинка № 3
Синтаксическая игра «Составь предложение»
По картинкам составить сложносочинённые предложения с союзом «а» : Лимон кислый, а груша сладкая., волк злой, а кошка добрая., т. д.
Физкультминутка ««Что нам нравится зимой»
Импровизация движений.
«Что нам нравится зимой»
Дети: Нам морозы не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А потом?
Дети: А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (показывают)
Воспитатель: А еще?
Дети: А еще берем коньки
И бежим мы на каток.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети: А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (показывают)
Снежинка № 4
Беседа по картинам.
Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. «Зима» нам предлагает рассмотреть картины русских художников. (Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).
- Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор. (ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
- Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
- Посмотрите, как художники изобразили снег?
- От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.).
Почему вы так решили? (Ответы детей).
А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т. д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Снежинка № 5
Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. «Зима» предлагает нам прослушать фрагмент музыкального произведения («На тройке» П. И. Чайковский).
- Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? ( Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).
Снежинка № 6
Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима» (Составление рассказа о зиме по мнемотаблице)
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и зима вам приготовила маленькие сюрпризы (снеговиков, сохраните это маленькое воспоминание до следующей зимы.
Вот и пришла пора попрощаться с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали? - Что Вам понравилось?