Мария Кузьмина
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассказать детям о пользе фруктов для человека, как источнике витаминов и жизненной силы, обучать составлению рассказа-описания по схеме.
Задачи:
• Закрепить представления детей о фруктах.
• Развивать память, внимание, мышление
• Развивать речь детей
• Продолжать учить составлять рассказ о фрукте по схеме.
Публикация «„Фрукты“, Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
• Закрепить представление о витаминах, которые находятся в различных фруктах.
• Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности на занятии.
Оборудование: Карточки с изображением фруктов; изображение витаминок А, С, В3, В6; поле с изображением витаминки и трех коробок; наборы изображений фруктов и овощей; изображение-картинка Красной шапочки; муляжи фруктов; небольшая ширма; маленькие корзинки 4 шт. ; схемы для составления рассказа-описания о фрукте.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме фрукты, отгадывание загадок, заучивание стихов на тему фрукты, Сюжетно-ролевая игра «Магазин фруктов- магазин витаминов», разучивание новой подвижной игры «Яблоки, груши и сливы» (Кириллова, детальное рассматривание муляжей фруктов, рассматривание иллюстраций «Витамины в фруктах».
Ход занятия:
Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона)
Дети заходят в группу и видят, что на полу в группе лежат разные карточки с изображением фруктов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто-то нам тут беспорядок устроил…
(в этот момент играет весёлая музыка и в группе появляются Витаминки)
Витаминки: Здравствуйте ребята! Мы с друзьями разыгрались и совсем потерялись. Как вы думаете где мы обитаем? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, а у меня есть для вас загадки, отгадаете их и узнаете где наши витаминки обитают. Когда будете отгадывать загадки вы должны собрать с пола изображения-отгадки к ним.
• Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий. (ананас)
• Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша)
• Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
• Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий. (апельсин)
• Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет. (банан)
• Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной. (яблочки)
• Летом в платьице зеленом,
А по осени — в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это. (слива)
• Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий. (абрикос)
Воспитатель: Молодцы! Вы легко и быстро отгадали мои загадки, скажите, как же одним словом можно назвать всё это?
Дети: Фрукты
Витаминки: Ребята, а где же растут эти фрукты?
Дети: фрукты растут в саду, на деревьях.
Воспитатель: Только виноград растет на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (желательно показать картинку). Вот о фруктах мы и будем говорить сегодня.
2. Игра «Поможем витаминам». Игровое поле с изображением витаминки и трех коробок. В коробках сделаны прорези. В прорезь средней коробки вставлены предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
Воспитатель: Это Витаминка, она и её друзья обитают в овощах и фруктах. Она просит вас помочь ей разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красные овощи. Подходите к Витаминке, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку.
Воспитатель: Посмотрите к нам в гости пришла девочка в красной шапочке, как вы думаете кто это? (ответы детей)
3. «Помоги Красной шапочке собрать витаминные продукты для бабушки»
Красная Шапочка:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
Воспитатель:
- Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
Красная Шапочка:
-Буду очень благодарна.
Педагог:
-Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.
-Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).
-Почему мы называем их полезными? (ответы детей).
-Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте каждый из вас положит в корзинку Красной Шапочки тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например, «Я кладу виноград – это фрукт, в нём содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей).
-Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.
Красная Шапочка:
-Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.
4. Игра «Что изменилось?»
Воспитатель выкладывает в ряд муляжи фруктов на столе.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза.
Воспитатель убирает сливу и кладет на ее место грушу.
Воспитатель: Откройте глаз. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?
Дети отвечают. Воспитатель дает детям еще три-четыре задания.
5. Игра «Угадай-ка». Составление загадок-описаний о фруктах.
Воспитатель достает маленькую ширму и закрывает ею фрукты, лежащие на столе, добавляет к ним 2-3 фрукта.
Воспитатель: а теперь новая игра «Угадай-ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?
Дети: Это апельсин.
Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету и форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.
Дети по очереди составляют загадки-описания. Воспитатель предлагает им по очереди определить, чья загадка была составлена лучше.
6. Физкультминутка «Яблочко»
«Яблочко» (Фадеева)
Катя шла-шла-шла, (дети шагают)
Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)
Села, поела, (приседают)
Опять пошла. (шагают)
7. Упражнение «Прохлопай слова»
Воспитатель вновь предлагает детям стать в круг на ковре и прохлопать слова: яблоко, апельсин, ананас, груша.
8. Игра «Помоги витаминам попасть в нужный фрукт»
Воспитатель: Ребята, мы с вами что-то заигрались совсем и забыли про просьбу наших витаминок, давайте поможем им попасть в свой фрукт?
(на столе лежат корзинки около них лежит разные витамины, детям предлагается взять фрукт и положит его в корзину с нужным витамином)
• Виноград, абрикос, персик, яблоки- витамин А
• Апельсин, лимон- витамин С
• Ананас, яблоки – В3
• Бананы, яблоки, виноград- В6
Воспитатель: Молодцы ребята! Всем витаминам помогли!
9. Описание-рассказ по схеме о фруктах «Расскажи-ка»
Воспитатель: Ребята мы сегодня очень много говорили о фруктах и сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Расскажи-ка», теперь вы мне попробуете рассказать о фруктах. У меня есть вот такая схема, которая вам поможет в вашем рассказе, выберите себе фрукт и опираюсь на эту схему расскажите о нём. (дети выбирают фрукт и пробуют по схеме составить рассказ про этот фрукт).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все справились с заданием!
10. Подведение итогов занятия, рефлексия.