Татьяна Анатольевна Фандикова
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим в старшей группе «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по развитию речи на основе ознакомления с окружающим
Тема: Фрукты.
Образовательная область: социально-коммуникативное.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное.
Тип: интегрированное занятие.
Возрастная группа : старшая.
Форма организации: подгруппа.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим в старшей группе „Фрукты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: актуализировать знания детей о фруктах.
Задачи:
Образовательные:
/Социально – коммуникативное развитие/
1. Познакомить детей с названиями распространенных фруктов, садом, вариантами употребления в пищу;
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
/Речевое развитие/
1. Активизировать в речи словарь по теме;
2. Подбирать признаки и действия к существительным;
3. Употреблять уменьшительно - ласкательную форму имени существительного;
4. Образовывать множественное число имени существительного от единственного числа.
/Познавательное развитие/
Познакомить с особенностями внешнего вида: цвет, форма.
Коррекционно-развивающие :
1. Классифицировать фрукты по цвету и форме;
2. Отгадывать загадки описательного характера;
3. Развивать мышление и зрительную память.
Воспитательные
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Экспериментальная деятельность:
1. Продолжать знакомить со свойствами воздуха /воздух лёгкий, легче воды/;
2. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
Материалы и оборудование: ёмкости для воды, лупы, фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан).
Методическое обеспечение: демонстрационный и раздаточный материал по теме; игры и упражнения: «Какой?»; «Корреспондент», «Скажи ласково»; «Один - много»; «Подбери по форме и цвету»; «Четвертый лишний»; «Сложи картинку»; «Чего не стало?»
Ход НОД:
Вводная часть.
Неожиданно стук в дверь… доставили посылку… и записка: «Детям гр. Солнышко для занятия по развитию речи. Отгадайте загадки и догадайтесь, что лежит в коробке.»
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет… (Банан)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки (Яблоко)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый… (Апельсин)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала (Груша)
Игра «Чудесный коробок». Детям необходимо отгадать на ощупь, какой фрукт спрятался в коробке.
Основная часть.
-Как одним словом назвать то, что находится в коробке? - фрукты
- Где растут фрукты? (на дереве в саду)
-Что такое сад? (место, где выращивают фрукты)
- Как называются деревья, которые растут в саду? (фруктовые, плодовые)
- Что общего и чем отличаются фрукты и овощи? (они съедобные и полезные; овощи и фрукты сами, без ухода и полива человека, не могут вырасти большими и вкусными; фрукты растут на деревьях и в саду, овощи в огороде на грядке; из фруктов варят компот, варенье, а из овощей суп, пюре.
Игра «4 лишний». Отгадайте, что будет лишним / с опорой на наглядность/
- яблоко, груша, банан, картофель /картофель- овощ/
- лимон, банан, груша, апельсин /апельсин- оранжевого цвета/
- апельсин, грепфрут, мандарин, банан / банан - продолговатой формы/
Теперь я вам предлагаю поиграть в «Корреспондентов» /дети по одному выходят к доске и с опорой на схему Ткаченко рассказывают о том или ином фрукте/
Например, Яблоко - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. Оно ароматное, румяное, свежее, сочное. По вкусу яблоко может быть кислым и сладким. Снаружи оно покрыто тонкой зеленой, красной или желтой кожицей, а внутри оно белое, плотное с маленькими коричневыми косточками. Оно круглой формы. На ощупь твёрдое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из него можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, яблочное повидло, яблочный джем, пирог с яблочной начинкой и т. д.
- А как называется дерево, на котором растут яблоки? (яблоня)
Банан - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он сладкий, сочный, ароматный. Снаружи он удлиненный, покрыт толстой желтой кожурой, внутри он белый с маленькими черными семенами. Банан желтого цвета, овальной формы. На ощупь мягкий, гладкий. Банан употребляют в сыром, засушенном виде. Он очень полезный. Из него можно приготовить фруктовый салат, банановый сок, банановое пюре для детского питания, банановый торт.
Апельсин - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он кисло-сладкий, сочный. Снаружи он покрыт толстой оранжевой кожурой, а внутри апельсин состоит из долек и содержит косточки. Он овальной формы. На ощупь с твердый, плотный. Его употребляют в сыром виде. Из него можно приготовить апельсиновый сок, пирог, джем.
«Дети, я же не прочитала вам записку до конца. Вот что ещё в ней написано: «Помогите раздать фрукты «Гномикам» и «Великанам». Давайте сыграем в игру «Скажи ласково». Яблоко – яблочко, груша – грушка, апельсин – апельсинчик, банан – бананчик.
Смотрите, ребята. Под фруктами в коробке лежат какие-то разрезанные картинки, давайте попробуем собрать? Но прежде сделаем динамическую паузу.
Динамическая пауза «Фрукты».
Будем мы варить компот. (Ложкой мешают в кастрюле)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.)
Варим, варим мы компот, (Ложкой мешают в кастрюле)
Угостим честной народ. (Разводят руки в стороны)
- Для чего нужно употреблять фрукты? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)
Дети собирают разрезную картинку.
Что же у нас получилось? – апельсин.
Я вам предлагаю провести эксперимент с этим фруктом. Согласны? Тогда отправляемся в нашу лабораторию.
Экспериментальная деятельность
Пойдемте к столам с апельсинами.
А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать (предположения детей). А давайте проверим.
Опыт №1.
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить. (Ответы детей). Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).
Опыт №2.
Тонет ли апельсиновая кожура.
Давайте бросим в воду кожуру.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Какие еще фрукты не утонут (предположения детей). Давайте проверим.
Какой вывод можно сделать?
Где человек применяет то что воздух легче воды (ответы детей). (надувные круги, лодки).
Заключительная часть.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Чем фрукты отличаются от овощей?
- Что можно приготовить из фруктов?
- Что вам понравилось и что вызвало трудности?